Google+

АККОМПАНЕМЕНТ В РОКЕ – КАК СООТНОСЯТСЯ РИФФЫ И АККОРДЫ. РАБОТА ПРАВОЙ РУКИ.

Master_class_akkordy_riffs

Этот мастер-класс, который дал мне (и получается, заодно, и Вам) мой друг Константин Берестов, меня так и тянет назвать «ностальгическим». Да, действительно, это так – это ностальгический мастер-класс, из молодости.

Тогда, в середине 90-х, мы все варились в большой рокерской тусе. Там можно было встретить и музыкантов-рокеров и рокеров-алкашей и просто алкашей (хотя и увлекающихся рок-музыкой). Так вот – Костя всегда был музыкантом, гитаристом. Для него работа со своим инструментом была важнее околомузыкальных ценностей. К сожалению, тогда мне не пришло  в голову взять у него несколько уроков. И потому до многих вещей моей голове пришлось доходить самостоятельно.

Время идет, времена меняются. Той рок-н-ролльной тусы уже нет. Люди – есть, хотя уже и не все. Город у нас не маленький, но и не очень большой – меньше 700 тысяч. Так получилось, что мы с Константином не виделись много лет —  каждый жил в своем «аквариуме», наши дороги не пересекались. И вот, как водится, случайная встреча: «Привет! – Ого, какие люди! Здорово! – Как сам? Чем занимаешься?» И т.д.
И оказалось, что Костя занимается все тем же – играет сам и учит других.  (skype  just72paganini)
Ну, естественно, пришла в голову мысль – «А что если попробовать «отмотать пленку» лет на 20-ть назад? Подучиться самому, подтянуть свои слабые места, а заодно помочь моим зрителям и читателям»?  В, общем, договорились – я взял с собой видеокамеру – и встретились. 

И вот, я действительно «вернулся»! Место встречи этому сильно поспособствовало – настоящая «трушная» репбаза времен заката социализма! Никаких нагламуренных студий – все сурово, все «как тогда». На видео даже слышен звук от падающих капель воды (на улице в тот день потеплело).  Единственное, что немного не соответствовало  антуражу той ушедшей эпохи (кроме собственных, пожухших за годы странствий морд лица) – это настоящие надписи «Marshall» на настоящем «Marshall», да полное отсутствие алкоголя.
Но это никак не помешало как следует поностальгировать и разобрать «по косточкам» рифф – вполне из той эпохи. Ну, блин, затянул я сегодня с лирикой – нахлынуло, понимаете ли, стариковское нытье)) – пора и к теме.
В видео мы играем и разбираем вот это:
Riff

А также особенности и хитрости техники игры правой рукой. Лично меня поразил способ, который рекомендовал Константин для перехода со звукоизвлечения с открытых струн на игру приглушенными нотами (palm mute). Поэтому — советую все-таки видео посмотреть и посмотреть до конца. Но если у Вас медленный интернет, то так и быть – пока грузится, можно и почитать ))
Итак.
Существует несколько типов гитарных риффов. Есть риффы одиночными нотами, обыгрывающие всего один аккорд, есть риффы одиночными нотами, обыгрывающие несколько аккордов на их смене, есть риффы интервалами, каждый их которых обозначает отдельный аккорд. А этот рифф — смешанного типа. Он состоит из интервалов, обозначающих аккорды, и «мостиков» — связок из одиночных нот. Давайте вначале остановимся на аккордах.

cords_BIG
Константин играет их, чередуя четверть с двумя восьмыми, причем на четверть и первую восьмую ударом сверху вниз, а на последнюю восьмую – только цепляет первую открытую струну ударом снизу вверх. Эта открытая Ми работает здесь, как педальный  тон в верхнем диапазоне, все время добавляя какую-то ступень к каждому аккорду.
Так у нас и получаются аккорды с добавочными ступенями. Например, нота Ми для аккорда Ре – это вторая ступень, и так он из Ре-минора превращается в Ре sus 2. В До-мажоре Ми – это аккордовый тон, мажорная терция, но здесь Константин специально добавляет вторую (а вернее 9-ую) ступень — Ре. Для аккорда Соль-Минор Ми — это шестая ступень, и так появляется Соль-минор с добавленной шестой.
Вот интересное замечание.  По аппликатуре Ре sus 2 и Ля sus 4 выглядят одинаково – но у них разные тоники, и, несмотря на одинаковый состав нот, это разные аккорды.
Стандартный Ля-минор, я думаю, ни у кого вопросов не вызовет.  Да, кстати, два последних аккорда с тоникой Ля играются по только одной восьмой каждый, без четвертей.

Ну что переходим к самому интересному –  к соответствию состава риффа аккордам.

riff_cords

 Как я уже упоминал, рифф состоит из интервалов, обозначающих аккорды и заполняющих коротких мостиков-связок. Важная деталь — начало  риффа, как и первая четверть первого аккорда вынесены в затакт.

Итак, первая четверть на самом деле играется как бы на четвертую долю. И это кварта от Ля. Открытые струны Ля-Ре. На самом деле это, конечно же, обращенная квинта Ре, которая и обозначает этот же аккорд.
«Хаммер» по второму ладу четвертой струны дает нам как бы звучание «паверкорда» Ля. Но на самом деле, это так сказать «игра нот» (вместо «игры слов»). Это тот самый мостик-переход к следующему аккорду. Он у нас обозначен квинтой («паверкордом»  До). В аккордах – это мажорный аккорд. И когда мы играем эту ноту на втором  ладу четвертой струны – это нота Ми – мы заранее обозначаем мажорную терцию к тонике аккорда До, который у нас идет следом. И таки образом, как бы определяем «мажорность» этого До.

А вот мостик к «паверкордам» Соль и Ля – совсем из другой «оперы». Он одинаковый –  «пуллом» на шестой струне с ноты Соль на ноту Ми. При этом чистая Ми не входит в гамму натурального Соль-минор, это ступень из Соль-дорийского.  А для Ля – это пятая ступень. То есть – ничего общего.  Здесь смысл в другом. Использован прием, похожий на педальный тон. Поскольку нота не одна а две, то это можно назвать остинатной  фигурой, то есть неизменяемой повторяющейся фразой.  Этакий рифф внутри риффа. В-общем, это прием, создающий мелодическую линию, чередуясь с тониками аккордов.
Последняя часть риффа – это мелодическая линия, связывающая интервалы (паверкорды) через их общие ноты.  Рифф заканчивается на последней четверти тем же интервалом, обозначающим аккорд Ре, которым и начинался из затакта.
Таким образом, рифф готов к повторению, то есть зациклен. Пора перейти к соло? Тональность – Ре-минор. Можно сыграть и стандартно – в Ре-минорной пентатонике. Например, даже в ее первом боксе, который находится на 10-ом ладу грифа. Вполне подойдет.
Если Вам понравился этот урок, и Вы хотите пообщаться с Константином лично на предмет обучения –

вот еще раз его скайп  just72paganini.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий