ЧТО МЫ ОБЫГРЫВАЕМ, ЕСЛИ В СОПРОВОЖДЕНИИ НЕТ ПОЛНЫХ АККОРДОВ?

ya_molodoy

ПРОДОЛЖЕНИЕ.  В НАЧАЛО>>

Не устаю цитировать сам себя (моя скромность меня украшает, однако!)
“В принципе любая система звуков, даже самая дикая, если ее строго придерживаться, в конце концов «приручает» наше восприятие, и становится ладом”  («Секреты импровизатора» II глава.)

Вопрос дико простой. И только чуть-чуть сложный.
Простой — потому что ответ лежит в одной лишь плоскости — нашего восприятия (недаром я вставил эту цитату в предисловие).
А сложность — в источнике предпосылок для такого восприятия.
Выражаясь математически — здесь есть несколько разных векторов системы координат.
Выражаясь семантически — «Игла — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, а заяц — на дереве, в хрустальном гробу».

Ну, хватит говорить загадками. Начинаем по существу.

Вначале тогда о последовательности, играемой «паверкордами». В самом распространенном варианте — это тоники и пятые ступени к нем. То есть получается интервал «квинта» — без минорной или мажорной окраски. Ибо нет третьей ступени, а значит определять,  минор это или мажор — нечему.

Это в теории — нечему.  А в жизни такой «аппарат» есть.

Давайте вспомним эту последовательность:
| Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am

Предположим мы играем ее «паверкордами»
| D5 | G5 | A5 | A5 | D5 | G5 | A5| A5 | D5 | G5 | C5 | F5 | D5 | E5 | A5

Отбросим пятую ступень — сейчас она не играет роли. Поставим тоники последовательно в звукоряд, начиная с «Ля» (Мы же уже установили ранее, что тональность здесь Am)

Ля, (Си-пропущена), До, Ре, Ми, Фа, Соль.  Это гамма Ля-минор. То есть, диатоническая последовательность.
Аккорды, построенные от тоник  диатонической последовательности, имеют четкое правило чередования миноров и мажоров. В минорной диатонической последовательности это так:

I ступень — минор, II ступень – уменьшенный, III ступень – мажор, IV ступень – минор,  V ступень – минор (Но V - это доминанта, а потому часто играют мажор, что мы и видим выше), VI ступень – мажор, VII ступень – мажор.

То есть — Ля-минор, Си-уменьшенного нет — он пропущен, До-мажор, Ре-минор, Ми -мажор, ибо V доминантовая ступень часто бывает «неправильной», Фа-мажор, Соль-мажор. Все так и есть.

А теперь о восприятии. Вот оно!   Мы так привыкли воспринимать такую последовательность, как чередование мажоров и миноров, что даже в случае игры ее неполными аккордами, считаем их таковыми!
То есть, мажор и минор воспринимается нами только в случае, если пройдет некоторая последовательность, а не отдельно сыгранные, без связи друг с другом, несколько чистых квинт!
Считайте, что это была «игла в яйце»…

Вторая координата.
Чем же мы поддерживаем это ощущение? Да собственным солированием на гитаре! Обыгрывая последовательность «паверкордов» гаммой Ля-минор, мы все время добавляем к нотам аккомпанемента (тоникам и — если они есть — пятым ступеням) ступени, характерные именно для таких «полных» аккордов .
«Яйцо в утке».

А если гитара не играет? То есть, если она не солирует в какой-то момент?
Друзья! Не забывайте, что в роке (помимо чисто инструментального рока) главный солирующий инструмент — не гитара. Это вокалист!
Вот именно он своими руладами, построенными предположительно в минорной гамме, и поддерживает общее «минорное впечатление» от этой последовательности.

Если аккомпанемент ТОЛЬКО басовый, из одиночных нот — все тоже самое. Просто немного беднее по звучанию получается. Хотя смотря как на басу играть… есть такие виртуозы,  что гитаристам обидно становится (Вспомните Билли Шиэна того же, ну или посмотрите про него в интернете, если не знаете кто такой — Billy Sheehan)

Копнем чуть глубже.
Что будет, если аккомпанемент не просто «паверкордами» долбится, и не одиночными тониками на басу, а рифами?
Что такое риф? Считается, что рифы пришли в рок из джаза. А до этого в блюз (а может и все наоборот- из блюза в джаз… черт их там разберет).
Там это короткая повторяющаяся мелодическая фраза. Собственно, в роке — тоже.
Только в гитарном роке, как правило играется на нижних струнах, и исполняет роль аккомпанемента.

Так вот, почему он такую роль во-первых, может исполнять, и во-вторых, почему мы можем воспринимать его с точки зрения минора-мажора?

Возьмем с примерами.
Вот классический рок-н-рольный гитарный риф («ход»,  как у нас некоторые любят говорить…)

|———————————————
|———————————————
|———————————————
|—2—2—4—4—5—4—2—2——-2—5—2—4—2—
|—0—0—0—0—0—0—0—0—4—0—0—0—0—0—
|———————————————

Открытая пятая струна сразу наводит на мысль, что тональность здесь «Ля» .
И это правильный ответ.
Давайте сразу посмотрим, какие еще ступени добавляются. Ну «2″ на четвертой струне — это V ступень, это еще ни о чем пока не говорит. Зато на этой же 5-ой струне мы видим III ступень (на 4 ладу). Интервал между тоникой и третьей ступенью — два тона. То есть большая терция, которая еще называется мажорной. Вот и все. Это — мажор. Однозначно. Ля-мажор. Мы слышим за этим сочетанием нот мажорный аккорд. И потому этот риф может нести гармоническую мажорную окраску.

Стоп. А если эту третью ступень убрать к чертовой бабушке? Что получится, ну ка…
Есть такой вариант.

|—————————————-
|—————————————-
|—————————————-
|—2—2—4—4—5—4—2—2—4—2—5—4—
|—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0—
|—————————————-

Что-то не в порядке здесь… Смотрите. Первая, пятая и шестая ступени из мажорной гаммы (под цифрами «0″, «2″ и «4″) на своих местах. А вот на пятом ладу — какая то непонятная нота. Совсем не из мажорной гаммы.
Ну вот, а ведь хотел для начала попроще пример взять. Эх, раз уж заикнулся — придется продолжать. Мажор с пониженной VII ступенью (а это — именно она) тоже есть. И называется миксолидийским ладом (или миксолидийским мажором). Этот лад очень любят в джазе — недаром рифы оттуда пришли. Ну, а в рок-н-ролле она, пониженная VII, подчеркивает блюзовую составляющую. В, общем-то, именно рок-н-ролл и характеризует.
Обычные мажорные аккорды миксолидийским ладом прекрасно обыгрываются. Звучание только, для нас — рокеров — слегка непривычное.. У нас же больше все минор натуральный, да пентатоника…

Если же мы риф сыграем, перенеся всю аппликатуру на струну выше, вот так:

|—————————————
|—————————————
|—2—2—4—4—5—4—2—2—4—2—5—4-
|—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0—0-
|—————————————
|—————————————


То получим мелодическую линию, опевающую и подчеркивающую другой аккорд — Ре-мажор. Что обычно в рок-н-ролле и делается после Ля-мажора. (Потом Ми-мажор и все по новой). Вот так и получим нормальную, ощутимую аккордовую последовательность.

Если в риф включены ступени гаммы определенного аккорда, а особенно ключевые, определяющие его окраску (III ступень), то такой риф воспринимается как аккорд.
«Утка в зайце»

И возьмем самый крайний вариант

Риф — непонятно какой. Вероятно помесь локрийского с хроматической гаммой. И то, ввиду того, что он очень короткий, точно установить это невозможно.
Последовательность — из двух рифов. По тоникам — что угодно может быть.

Не музыка? Ну.. если в вашем восприятии это нормально звучит — значит музыка.

Вот здесь — все в ваших руках. Если обыграете как минорную последовательность, то она и будет, или мажорную — то же самое.
Или найдите свой лад, включающие ступени, которые встречаются в рифе, сами определитесь какую окраску он несет. Или не несет никакой.

Восприятие человека — хитрая штука. Если вы впервые сталкиваетесь с незнакомой вам музыкальной культурой, то скорее всего будете воспринимать ее образцы, как несвязный набор звуков. Для индуса, привыкшего к звучанию четвертьтонового лада, европейская музыка покажется грубой и невыразительной. И наоборот — для европейца четвертьтоновая — жуткая размазня. (Что про полинезийскую музыку говорить — там ВООБЩЕ нет фиксированных интервалов!).
Для человека, воспитанного на классике, рок — примитив и какофония.

Однако, если вы в своей игре придерживаетесь СИСТЕМЫ организации звуков, то любой человек постепенно начнет ее воспринимать именно как систему. Лад. Со всеми вытекающими. Ибо:

“В принципе любая система звуков, даже самая дикая, если ее строго придерживаться, в конце концов «приручает» наше восприятие, и становится ладом”  («Секреты импровизатора» II глава.“)

«Заяц на дереве. В хрустальном гробу»
Если вы хотите больше знать о натуральных ладах, и главное — как их можно использовать, и если вы хотите научиться обыгрывать любые аккордовые последовательности — то вам ВОТ СЮДА.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий