Google+

ДОРИЙСКИЙ ЛАД И ЕГО СТРУКТУРА

dorian mode

Дорийский лад – это натуральный лад, имеющий окраску легкого, светлого минора, который строится от второй ступени. Так, ну вот – уже чувствую, что все это требует расшифровки. Я так рискую в очередной раз скатиться в объяснение всей ладовой относительности, которое уже не раз делал, в том числе и на этом сайте. Ладно, постараюсь, как можно короче…
Все натуральные лады имеют на грифе одинаковую аппликатурную модель, универсальную для всех натуральных ладов. Это потому, что все они строятся последовательно от ступеней одной гаммы, и по этим же ступеням.

Applikatura_universalnaya
Давайте сразу на примере.
Почему от второй ступени? Потому что первым номером в теории музыки считается натуральный мажор. Он же ионийский лад.
Сразу закрываю возможные возражения теоретиков, что это не одно и тоже, что эти лады просто полностью совпадают – энгармоничны, как они выражаются. Блин! Для меня, на грифе гитары, вообще нет разницы между ними и при обыгрывании последовательностей в натуральном мажоре и в ионийском ладу, я слышу одно и тоже. Разница в характерных мелодических оборотах того и другого лада меня не смущает. Все, вопрос закрыт.

Пример. Вот, гамма натурального Соль-мажор. А теперь сыграем как бы секвенцию, то есть начнем играть эту гамму со второй ступени, со второй ноты. Если мы при этом будем считать, что играем в Соль-мажоре, то так оно и будет. Но если мы решим, что тоника в этой гамме – не Соль, а нота, с которой мы начинали ее играть – а это Ля – то это и будет какой другой натуральный лад. А поскольку мы начинали играть со второй ноты, ступени, то это и есть Ля-дорийский. Заметьте, не Соль-дорийский, а Ля! Удобнее всего, конечно показать его аппликатуру в его же первом боксе. Напомню – первый бокс это тот, в котором тоника гаммы (лада) расположена на шестой и первой струне, ну и на четвертой – через лад и струну от тоники на шестой. И при этом указательный палец левой руки находится в позиции на ладу где у нас тоника на шестой.

Вот он, первый бокс дорийского.
dorian-1boxВ данном случае – Ля-дорийского. А чтобы получить звучание дорийского лада в другой тональности, мы можем просто смещать позицию вдоль грифа на новую тонику. Если сравнивать аппликатуру первого бокса дорийского и первого бокса минорной пентатоники, то мы увидим, как они похожи. Пентатоника просто идеально вписывается «внутрь» аппликатуры дорийского лада.

pentatonic_and_dorian_1boxpentatonic_in_dorian-1boxПочему этот лад и применяется при обыгрывании, допустим в блюзе.  Ну не весь лад, в чистом виде, в его характерном звучании, а  ступени из него. Ну, это другая тема.
Если же сравнивать дорийский с натуральным минором, к  которому он наиболее близок, то мы увидим, что эти два лада отличаются только одной ступенью.  В дорийском, по сравнению с натуральным минором, повышена шестая ступень. В нашем примере, в тональности Ля -  это Фа# вместо «чистого» Фа.

Но это отличие диктует нам другой набор аккордов, которые строятся с применением ступеней дорийского лада. А значит, других аккордовых последовательностей, которые мы можем им обыграть. Об этом — в следующей статье.
Но вначале нужно почувствовать характерную  мелодику лада. Для этого достаточно просто поиграть под аккорд тоники фразы, в которых звучала бы эта характерная, шестая повышенная ступень. Включаем аккорд Ля-минор,  играм  фразы в Ля-дорийском и стараемся  расслышать  - в чем же его звучание необычно.
Действительно, мелодика лада отличается от натурального минора. Это потому, что у нас звучала характерная шестая повышенная (здесь это нота Фа#) ступень, вместо привычной.
И вот структура этого лада – тон-полутон- тон-тон-тон-полутон-тон.
Или можно вот так:
structure_dorian

В следующем посте я расскажу и покажу, как строятся аккорды от ступеней дорийского лада, какие это аккорды, и, следовательно, какие их последовательности мы можем обыграть дорийским ладом. А какие не можем, или это будет затруднительно. Успехов! Не забудьте поделиться ссылкой на эту статью со своими друзьями :-)

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий