ИМПРОВИЗАЦИЯ СОЛО НА ОДНОЙ СТРУНЕ. ЧАСТЬ 3. ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ, СКОРОСТНАЯ ИГРА.

fone_1str_3

Ну что же, пора поддать газку! Конечно, я говорил, и буду говорить, что техника – это не скорость игры. Вернее, не только скорость – это и звукоизвлечение, и владение различными приемами игры. Вот и здесь и поговорим, что конкретно характерно для игры на одной струне. Кстати. Очень важно – все, чем мы владеем при игре на одной струне, все чему научимся – все это легко применяется и на все остальных струнах, при снятии этого, нами же поставленного искусственного ограничения.

Итак, первое. Поскольку мы чаще всего играем на соседних, близко расположенных ступенях гаммы, то это трель. То есть, когда какая-то нота, назовем ее основной, быстро повышается на полутон или тон, и возвращается обратно.  Чаще всего трель играется легато – о легато чуть позже. Звучит это так:

 

thrill
Прием очень простой и эффектный. Мы часто о нем забываем, а вот допустим Рэнди Роадс, для тех кто не помнит — гитарист Оззи,  покойный — часто  и успешно его использовал. Кстати, можно ли на одной струне нарезать быстрые пассажи? Да не вопрос. Вот пример. Он основан как раз на трели

roll_3

На самом деле я предпочитаю здесь все звуки извлекать медиатором,  и  это одна из вертушек из курса «100 убойных вертушек», ссылку на который вы можете получить, подписавшись на почтовую рассылку моих уроков.

Далее. Следующий прием это тремоло на одной ноте. Нет, это не рычаг, который мы дергаем, это частое извлечение одной ноты медиатором.  Играется попеременным – вверх-вниз штрихом. И это не балалаечно-домристкое, как вы могли подумать, вроде «Ходят кони над рекою…».

Нет. Прием прекрасно слушается в конце восходящего пассажа, вверху струны – там, где уже играть на грифе вроде и негде, а темп пассажа как-то хочется поддержать. Например, так – вспомним предыдущий пассаж и добавим в конце тремоло.

А можно ли на одной струне играть пассажи, которые будут скоростными не только из-за чеса медиатором? – Да вообще не вопрос! На самом деле в скоростных поливонах на одной струне есть только одно маленькое ограничение – скорее неудобство. Неудобно играть быстрые последовательные гаммообразные пассажи – собственно сами гаммы, в которых все ступени идут строго одна за другой. На одной струне нужно слишком быстро перемещать левую руку  по грифу. Зато любые вертушки, секвенции вертушками, и вообще секвенции, где есть так сказать «возвратно – поступательное» движение – пожалуйста! Ноты можно группировать и по три.

Am_3notes_1str

                                                              другой вариант:

3notes-form_54

И можно по шесть, и по четыре, квартолями (четвертая слайдом). И по пять нот.

Почему это удобно? Когда мы играем в одной-двух позициях, то есть в боксе, нам часто приходится делать переходы с одной струны на другую. И в это момент возникает проблема – ну у кого-то возникает, а у кого-то нет — с тем, что по-английски называется «экшн». То есть прижатие той высоты, которая у нас имеется между свободно натянутой, открытой струной, и тем порожком на ладу, где мы прижимаем струну.

И кстати, остальные ноты на этой же струне извлекаются уже легко, потому что струна уже прижата, и высота прижатия, «экшн» становится минимальным. Кроме того, с новой струны при игре в боксе, первый звук чаще всего приходится извлекать ударом медиатора. А вот играя быстрый пассаж на одной струне, мы махом убиваем двух зайцев – в плане скоростного звукоизвлечения. Нет! Даже трех зайцев! – Еще правая рука никуда не скачет,  а находится в одном и том же, так сказать «пристрелянном» положении.  А главное – «экшн», после первого звука уже всегда минимальный – и это длится бесконечно, пока вы и граете на этой струне. И это просто невероятное раздолье при игре легато. Можно дать первый звук медиатором, потом – при развитой легатной технике – только и играть что пулами, хаммерами и слайдами. Тоже практически бесконечно, пока не надоест или левая рука не устанет.

А правой рукой можно в это время поковырять в носу, покурить, ну а по делу, конечно, глушить басовые струны, или вообще все струны, как это иногда делают – вот так (показываю правая ближе к голове грифа).  Или еще лучше приспособить ее для теппинга. По теппингу у меня есть отдельный большой урок, здесь только немного добавлю.

Что еще дает нам теппинг, кроме быстрой, то есть трюковой смены нот?  А вот что – дополнительная рука  позволяет нам разнообразить и увеличить диапазон играемых пассажей. Ну вот пример – основная часть нот извлекается  ближе к голове грифа, а дополнительная – у корпуса. Если одной левой играть – какая растяжка нужна? И даже если играть на нескольких струнах, то на высокой скорости делать такие межструнные скачки тоже проблематично.
И заметьте, мы можем играть на одной струне арпеджио аккорда. Вот вам Ля-минор (Ля-До-Ми), а вот До-мажор (До-Ми-Соль).

Если так подумать, можно и аккомпанемент на одной струне играть, и петь под него. Как-нибудь попробую! А следующий видеоурок будет о том, что для гитариста еще важнее, чем скоростная игра. Речь пойдет о том, что дает игра на одной струне умению управлять струной, а значит, умению выдавать звук. И уж поверьте, извлечение звука из струн, его микронюансы – очень важная и сложная штука, не только у гитаристов, а в широком смысле, у всех струнников. Потому что получение музыкального звука из струны, это вообще наверное самый сложный способ. Конечно, ударники и духовики будут возражать, но вы их не слушайте, а слушайте меня… и почаще  –  свой звук!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий