Google+

КАК ИГРАТЬ ЛЮБОЕ СОЛО МУЗЫКАЛЬНО

ИГРАТЬ СОЛО МУЗЫКАЛЬНО

… ДАЖЕ САМЫМ ПРОСТЫМ НАБОРОМ НОТ.

Привет, мой Друг!
Решил вдруг пересмотреть свой же блюзовый эфир и… остался сильно недоволен.

Даже не своей игрой. Конечно, можно было в некоторых местах сыграть и получше – но это прямой эфир. И реальная импровизация, а в ней всякое бывает.

Вот чем.
Я довольно много говорил, и вроде сказал все правильно, но – как-то вокруг сути.

✔ И сейчас решил выдать ту самую суть, которой не хватило нашему блюзовому вечеру до того, чтобы стать полноценным мастер-классом.

✔ Буквально одну, но самую важную идею, которая возможно полностью поменяет Вашу игру.

Итак.
«Как играть любое (блюз- или рок-) соло музыкально, даже используя самый простой набор нот».

Сама идея – простая. Но чтобы ее понять, и главное – принять, придется внимательно прочитать то, что я написал ниже.

Для начала – выжимка из того, что я сказал на эфире:

– Я изначально пентатонический гитарист, я так воспринимаю гаммы (любая гамма – это пентатоника, к которой что-то добавили)

– Когда мне перестало нравиться то, как я играю – сделал упор на развитие скорости.

– Это дало результат, пригодный для рока – но и то очень ограниченно пригодный. Игра продолжала оставаться немузыкальной.

– «Беготня по гаммам» играется пальцами. А блюз (как впрочем, и любая музыка) появляется не в пальцах, а внутри.

– Блюз имеет сложную, и иногда даже нелогичную ладовую основу. Если его рассматривать с точки зрения европейской музыки.

– В любой музыке, прежде всего, важна идея и передача эмоций. А в импровизации – еще и передача сиюминутного состояния.

– Блюз можно играть, полностью составляя соло из чужих, заученных фраз, но это уже будет не Ваша музыка. Нужны свои идеи.

Как говорил герой Шона Коннери в средневековом детективе «Имя Розы», – «Давай же доверим отпечаток этой ступни нашей памяти».
Запомним эти исходные.

Вернемся к тому времени, когда я бегло «шпарил по боксам».
Мои соло были все одинаковые – бенд-вибрато /запил + бенд-вибрато /запил + бенд-вибрато /запил и т.д. Одно не отличишь от другого.

Поначалу мне все нравилось.
Но постепенно пришло чувство, что я что-то делаю не так.

Классические музыканты, которые учились в одном ВУЗе со мной, мне сказали, что пентатоника – это вообще фу.
Буквально, – «Так только сквозняки играют». «Сквозняками» они пренебрежительно называли игру на популярном в Башкирии народном инструменте – курае. Это типа деревянной флейты без свистка. Действительно, там пять дырочек, пентатоника.

И довольно скоро я приклепал к пентатонике еще две ноты – 2-ую и 6-ую минорную ступень – и стал шпарить уже по натуральному минору.

Нот в моем рабочем ладу стало больше, но сильно лучше от этого не стало.

Я снимал и чужие соляки, но когда сочинял и импровизировал сам – по-прежнему было все грустно.

– Этот лад – скучный, – решил я.
И принялся грызть другие натуральные – и не очень – лады. Ну, знаете: ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский…и даже локрийский.
Дальше пошли гармонический минор, и дальше совсем уж малоизвестные рокерам лады, типа фригийского мажора или двойного гармонического минора.

Сколько мысленных усилий мне пришлось приложить, чтобы меня озарило практическое значение ладовой относительности!
– Оказывается, все натуральные лады строятся по одной аппликатуре.
То есть, боксы – везде одинаковые! А разница только в том, куда мы ставим тонику!

Поняв это, я начал «шпарить» по всем боксам всех натуральных ладов.
И лучшее, что в этом случае у меня получилось – какие-то случайные мелодичные интонации. В целом, музыки как не было – так и не появилось.

– Да где же я свернул-то не туда?! – в отчаянии думал я.

Вот теперь открутим плёнку назад. В то время, когда я знал только пентатонику.

Что я делал:
– Ускорял свою игру.
– Осваивал её приемы – бенды, вибрато, слайды, легато и т.д.
И решил, что мои проблемы от того, что пентатоника – это бедный лад, и потому необходимо идти на его усложнение.

К чему это привело:
Я начал разочаровываться в гитарной игре и в себе, как музыканте.
Перестал получать удовольствие от игры – заранее зная, что сыграю скучно и неинтересно.
Стал реже брать гитару в руки – и от того и так сомнительное «техническое» преимущество стало уходить.

На самом деле вот что надо было сделать:
(И что я сделал, но годами – десятилетиями! – позже)

Импровизация – то же самое, что и сочинение музыки. Но только на ходу, сразу. Поэтому, когда я сейчас буду говорить об импровизации, считайте, что это о гитарном соло вообще.

Какой самый мощный способ существует для развития импровизационных способностей?
– Это искусственное ограничение.

С чем это можно сравнить:

– Представьте, что Вы стоите в широком поле. Казалось бы – можно свободно идти в любую сторону.

Но это – поле войны. Оно всё изрыто траншеями и воронками. Опутано колючей проволокой и уставлено противотанковыми ежами. Усыпано осколками и неразорвавшимися снарядами. А кое-где стоят растяжки, и мины закопаны.

Или.
– Вы в уютной и почти пустой комнате. Гладкий пол, свет.
Здесь Вы свободно можете идти в любую сторону – от стены до стены. Да что идти – встать на голову! Отпрыгнуть, оттолкнувшись от стенки. И даже попробовать сделать сальто назад.

А захотелось бы Вам провернуть сальто назад на минном поле?

Да, возможно, в комнате стоит пара стульев. Но Вы прекрасно знаете их расположение и можете обойти, обскакать их – хоть с закрытыми глазами.
И все, что Вам нужно – придумать новые способы передвижения по этой комнате.

– Где у Вас будет больше свободы и самовыражения? Где больше идей?

Именно так работает самоограничение в импровизации.
Потом можно постепенно расширять площадь ограничения и переходить на новые просторы – с уже обретённой свободой.

Далее.
Пентатоника – самый простой и самый недооцененный лад.
Именно потому, что у неё простая, легкая в исполнении и запоминающаяся аппликатура – гитарист поддается искушению «шпарить по боксам». Даже не задумываясь – а музыку ли он играет?

В эту ловушку я и попался.

– Так почему же я решил, что не умея вначале играть Музыку в пентатонике – самом простом ладу – я сумею сделать это в более сложных?! Какого черта?

На самом деле сейчас я знаю, что пентатоника – уникальный и универсальный лад. А её т.н. «бедность» – только от недостатка идей. От игры с аппликатурной инерцией – пальцами, а не нутром.

А ведь пентатоника – абсолютная основа для большинства интонаций в блюзовом соло.

Мало того, я точно знаю – ей поддаются и более сложные, не блюзовые гармонии!
Ей можно играть в роке – это вообще 100% ее родная стихия – в поп-музыке, и даже говорят, что в джазе (хотя я сам не пробовал).

Итак, для того, чтобы играть любое (блюз-, поп- или рок-) соло музыкально – вот к чему я пришел, и что я сделал.
И что рекомендую Вам:

1. Ограничить себя пентатоникой
(хотя бы до получения стабильного результата)

– Не гонять её вверх-вниз по боксам, а исследовать. Узнавать и чувствовать её музыкальные, мелодические возможности.

Внимательно слушать – как каждая её нота звучит под аккорд сопровождения. Менять гармонии, не ограничиваясь только блюзовым квадратом. Искать целевые ноты под новые аккорды.

2. Искать внутри неё интересные интонации.
– Для этого, отделите от стандартных боксов маленькие участки – игровые зоны. По две, максимум, три струны. Это – тоже ограничение!

Играйте входящие в эти «участки» ноты в разном порядке и сочетаниях, прислушивайтесь к получающимся интервалам.

Ищите и запоминайте западающие в душу интонации.

Не нужно много нот! Всего две-три, максимум четыре.

3. Придумайте фразы с этими интонациями.
Превратите интонации в музыкальные идеи. Вот тут Вам понадобятся эксперименты с ритмикой и приемами игры – нюансировкой.

Например – по ритмике:
– Две ноты коротких, одна длинная, и снова короткая;
– Длинная нота, три коротких, длинная;
– Три коротких, пауза в одну короткую, короткая, длинная;

И снова – не нужно много нот! Четыре-пять. Максимум – восемь.

По нюансировке, например:
– Палм-мьют, бенд на тон с вибрато в конце, резкий бенд на ¼ тона;
– Слайд к ноте и широкое вибрато на ней, пулл-хаммер, бенд на тон с мелким, «нервным» вибрато;
– Пулл-хаммер, острая медиаторная атака, бенд-релиз, переходящий в широкое вибрато.

4. Узнавайте сыгранные фразы.
Это – чумовая техника! Проще всего её осуществить так:

– Запишите все свои идеи в аудио. Можно куда угодно, хоть на диктофон телефона.

– Кроме них, сыграйте и запишите различные пентатонические ходы разной сложности. Можно даже просто последовательно восходящие и нисходящие по гамме. Главный принцип тот же – ограничьте количество входящих в них нот.
– Их всех нужно много – чем больше, тем лучше.

Через некоторое время включайте их в хаотичном порядке и слушайте.
Без гитары! Вспоминайте их, и даже если не вспомнили – все равно представьте, как при их игре пальцы должны двигаться по грифу. Во всех деталях.

– Затем возьмите гитару и проверьте себя. Так ли это играется и звучит?

Важно: Не пытайтесь сразу сыграть – и, не угадав сходу, потом подбирать наугад на грифе. Не жалейте на это времени – представьте в уме, увидьте внутренним взглядом, услышьте.

5. Представьте Ваше соло в уме.
Это – самая крутая штука, которую только можно сделать!
Занимайтесь этим на заключающем этапе – когда обновленная мелодика пентатоники полностью войдет в Ваше сознание.

– Без гитары! Включите минусовку и начинайте представлять фразы.
Не нужно много фраз. Пусть это будет даже одна, простая фраза – но из головы, а не из пальцев. Повторите её, потом немного измените. И так далее.

– Спойте Ваше соло. Пение помогает конкретизировать высоту тонов.
В уме бывает, что они «плавают». Но пение заставляет поставить их на место, определить точное интонирование.

– И только после этого – берите в руки гитару и повторите Ваше соло.

Вы удивитесь – как оно просто, но в вместе с тем круто и музыкально звучит!

Именно это все я и делал, чтобы научится играть блюз. И соло в других стилях.

Описанные выше методики потребуют немного терпения и настойчивости.

Но разве это не лучше, чем – годами, а то и десятилетиями! – настойчиво долбить гаммы, учить сложные лады – и терпеливо ждать, когда эти занятия превратятся в игру музыки?
Только – впустую, заплатив своим временем, и получив одно лишь разочарование от игры на гитаре…

Теперь Вы знаете, как играть любое (блюз- или рок-) соло музыкально, даже используя самый простой набор нот.

Начните с этого – и очень скоро Вы не узнаете свою игру. Я Вам ручаюсь!

Возможно, Вам придется мучительно выбирать – какой из Ваших гениальных соляков оставить, как основной для песни, а какой – пока отложить в сторону, чтобы использовать позже.

А теперь, прошу Вас, напишите в комментарии – сталкиваетесь ли Вы с подобными проблемами? Хотели ли бы Вы их решить, и как бы тогда изменилась Ваша игра.
И возможно, не только лишь игра – а Ваша жизнь!

Например:
– Почувствовали бы себя более уверенно…
– Будучи уверенным в себе, Вы бы собрали группу,
– Записали бы демо-альбом,
– Договорились бы провести мини-концерт на закрытую аудиторию, и т.д.

Пишите!
И до скорой встречи!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий