КАК ИГРАТЬ ВЕРТУШКИ НА ГИТАРЕ. ЧАСТЬ 2.

fone_serial_vert_2

Привет, мой друг!

В предыдущей части  мы разобрали, что такое вертушки и чем исполнение вертушек отличается от реальной виртуозной игры, создали вертушку, отрезав несколько нот из виртуозного соло и зациклив их.

Выучили одну из вертушек Стива Вая и установили, что вертушки – это гитарный трюк, который применяется для достижения внешнего эффекта скоростной  виртуозной игры.

А из этой статьи Вы узнаете — для чего на самом деле нужны подобные скоростные пассажи,и  их преимущества – особенно при импровизационной игре, а также некоторые тонкости их исполнения («Для чего гитаристу нужен якорь?»).

С одной стороны вроде бы понятно – зачем нужны гитарные трюки. Развлечь и потрясти слушателя, и как бы подтвердить квалификацию исполнителя, ибо очень часто у нас судят о его крутизне и профессионализме по количеству нот, которые он может извлечь в секунду.

А с другой стороны, эмоциональной – это особая краска, взрыв эмоций. Тут становится понятно, что музыка, состоящая из сплошных взрывов, уже через пару минут никаких других эмоций, кроме приступов тошноты вызвать не может.

Поэтому умный исполнитель никогда не будет все время играть только быстро. Если прислушаться к его игре, то можно выделить участки мелодии и из длительных нот, и из участков с разнообразной ритмикой – чередующихся нот различной длительности, и те самые, максимально скоростные.

Но что, если копнуть чуть глубже и рассмотреть применение вертушек с точки зрения устойчивости и неустойчивости?

Эти понятия обычно связывают с ладом. То есть, в любом ладу есть устойчивые ступени – это тонические трезвучия, 1-ая, 3-я и пятая ступени, а остальные ступени – неустойчивые. Хотя в джазе принято к этому трезвучию добавлять еще 7-ую ступень. Проще показать на примере.

Если сыграть гамму Ля-мажор под аккорд Ля-мажор, то можно услышать, что все эти ноты их этой гаммы хорошо звучат под этот аккорд. А особенно слаженно, консонансно – вставлю умное слово :) — звучат 1-ая, 3-я и 5-ая ступени.

А

Это неудивительно, поскольку из них и состоит аккорд. А теперь давайте все сделаем ровно наоборот.

Пропустите 1-ую, 3-ю, и 5-ую эти ступени и сыграйте только 2-ую, 4-ую, 6-ую и 7-ую…

Почувствовали, как во втором случае повисло напряжение?

А теперь в миноре попробуем:
Давайте под аккорд Ля-минор, например, сыграем ноту Соль. Соль в гамме Ля-минор — это седьмая ступень.
Тоже ощущается напряжение. Седьмая ступень неустойчивая и стремится разрешиться (перейти) в тонику. Для гаммы Ля-минор это будет, конечно же, Ля.

Что же теперь, избегать при игре задерживаться на неустойчивых ступенях?

Но если мы будем выделять длительностью только аккордовые тона – это скоро надоест, наша мелодия станет очень предсказуемой. И слушателя неминуемо затошнит – конечно, не так быстро, как от сплошной скоростной игры.

Кстати – маленькое отступление. Ступени, не входящие в гамму лада, конечно же, не фальшивые ноты. Вот пример – попробуйте под минорный аккорд сыграю не чистую квинту, пятую ступень, а пониженную на полутон, то есть уменьшенную квинту.

Звучит, конечно, напряженно, но при этом уменьшенная квинта в блюзовой гамме – этот тот самый блюзовый тон и широко применяется.

Скоро, скоро мы уже дойдем до вертушек!

Итак, играть не аккордовые ступени под звучащий аккорд можно. Мало того, это круто звучит. Например Ингви Малмстин начинает тему в Black Star бендом ко второй ступени (очень круто!), а Джо Сатриани вообще советует начинать свое соло — «рассказывать свою историю», как он выражается — именно с неустойчивых ступеней. Чтобы не рассказать все в самом начале.

у, это тема совершенно отдельная.

Так вот, играя мелодию, а тем более импровизационную мелодию, мы находимся между напряжением и разрешением, и это как раз создает движение и держит внимание слушателя.

И вот – внимание! – игра вертушек – это еще один способ создать неустойчивость, причем без фиксации внимания на конкретной ноте. Слушатель просто не успевает зафиксировать свое внимание, потому что ноты быстро меняются. То есть, при этом не создается какого-то избыточного напряжения.

Но, когда быстрый пассаж заканчивается, и мы выходим на длительную целевую ноту, и чаще всего после неустойчивости это будет устойчивый аккордовый тон, то и слушатель и мы ощущаем разрешение.

И вот почему еще удобны вертушки, в отличие от протяженных по диапазону скоростных пассажей.

Мы играем на одном месте, замкнутую по кругу последовательность. Причем делаем это на «автомате».

Мы можем сыграть столько циклов, сколько нам нужно, остановить этот пассаж тогда, когда нам нужно.

Мало того – наше внимание в этот момент свободно.
А ведь когда мы импровизируем, соображать нужно очень быстро – нужно чувствовать, куда движется аккомпанемент, чтобы точно выбрать следующую целевую ноту.

Вертушка позволяет это сделать. То есть это вообще такой момент перезагрузки, когда можно сбросить внутреннее напряжение от игры. Только представьте, если бы импровизация состояла из одних вертушек и длительных одиночных нот – тут релакс при вертушке, чуть поднапрягся, выбрал следующую ноту и тут отдых на длинной ноте… сплошная расслабуха :).

И в аппликатурном смысле вертушка помогает нам ориентироваться на грифе и не вылететь из гаммы тональности. Ведь мы можем играть кучу нот, находясь в одной позиции, а стало быть, зная в каком боксе мы находимся, и где тут рядом, в этом же боксе (или в соседнем) есть устойчивые ноты!

В этом нам помогает то, что даже при исполнении особо навороченной вертушки, у нас все равно есть привязка к позиции – это наш указательный палец. Он чаще всего не двигается с лада, оставаясь в качестве якоря.

Ну что, настало время иллюстрации рассказанного выше на разборе новой вертушки. И, как и в предыдущем видео – она из репертуара Стива нашего Вая.
Вертушка Стива Вая из моего видео
Вся вертушка в данном случае – в тональности Фа-диез минор, играется в позиции на 14-ом ладу по минорной пентатонике. Мы находимся здесь в первом боксе и задействуем одной нотой второй бокс.

Vai_VERTUSHKA_model

При этом указательный палец все время остается на первой струне 14 лада и играет роль того самого «якоря». Очень хорошо играет.

Пассаж может завершиться устойчивой нотой – тоникой (здесь это Фа диез), и как мы знаем, тоника в первом боксе у нас на первой струне вот здесь, или на четвертой струне вот здесь, или можно дать бенд на второй струне из первого бокса на один тон.

Напомню основные выводы.

1. Вертушка – это еще и способ создать неустойчивость требующую разрешения. Что необходимо для развития мелодии и удержания внимания слушателя.

2. Вертушка не сильно занимает наше внимание, так как исполняется отработанно, «на автомате». Напротив, она дает нам возможность внутренней перезагрузки, и помогает успешнее выбрать следующую за ней ноту. Так как при ее исполнении мы четко знаем, в  какой аппликатуре, в каком боксе мы играем.

3. И в этом нам помогает «якорный» указательный палец, который как правило остается на одном и том же ладу.

А в следующий раз  мы рассмотрим что такое аппликатурная модель, как она работает с вертушками – помогает их сочинять и играть. И да, я еще про динамический стереотип не рассказал.. Ну о этом тоже позднее.

>>> ПРОДОЛЖЕНИЕ 

Еще на ту же тему:

1.  ВЕРТУШКИ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

2. ВЕРТУШКИ-2. ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

3.  КОММЕНТАРИЙ К КУРСУ «100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК…» 

Подписывайтесь на мой канал Youtube:


И  в мою группу в социальной сети ВКонтакте  где также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Успехов Вам! До встречи!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий