Google+

КАК ИГРАТЬ ВЕРТУШКИ НА ГИТАРЕ. ЧАСТЬ 4

fone_serial_vert_4_600_YT

«Динамический стереотип».
В предыдущей серии про вертушки мы разобрали принцип аппликатурной модели и переноса аппликатурной модели вдоль и поперек грифа.  Сегодня – очередь динамического стереотипа. Этот термин придумал не я. Я лишь первым использовал его применительно к игре соло на гитаре. Если говорить по самому упрощенному варианту – для первоначального понимания, то динамический стереотип при игре вертушек можно выразить как последовательность цифр, обозначающих пальцы левой руки, например так: 1-2-1-4-2-1.
И вот как это выглядит на одной струне. Указательный–средний – указательный – мизинец – средний — указательный. Как Вы видите, расположив эту последовательность на струне в аппликатурной модели, а модель у нас, допустим «по три ноты на  струне» – полутон и тон, мы получаем почти готовую вертушку.
model_3.2

Не хватает только ритмики.  О ритмике – это подробнее будет позже. Но на самом деле в динамическом стереотипе участвуют не только пальцы левой руки, но и вся кисть руки и предплечье и звукоизвлекающая правая рука, а фактически в разной степени все тело полностью. А самое главное – Ваш мозг. И вот сейчас немного науки :)

Как звучит научное определение динамического стереотипа?

Вот одно из них:

«Динамический стереотип — это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях.

Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным. Одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы».

Давайте кратко самое главное в переводе на простой русский язык. Итак. Первое. Динамический стереотип появляется в результате упражнений. Второе. Действие, выполняемое на основе стереотипа должно быть легким и экономичным.  Третье – это автоматизм, разгружающий Ваш мозг. Что нам собственно и нужно при скоростной игре, особенно если это не заученное соло, а импровизация. И вот первый вывод – чтобы автоматизм работал без сбоев, чтобы вертушка легко выигрывалась и не требовала дополнительных мыслительных и иных усилий, нужно заранее формировать наиболее экономичную и логичную последовательность действий. Вот пример:

1Сейчас мы возьмем уже известную Вам вертушку, и на ее основе выработаем как минимум четыре похожих, но все-таки разных динамических стереотипа. Начнем с первых двух нот на одной струне. Начинать всегда удобно ударом медиатора сверху вниз. Вторую ноту играем переменным штрихом – снизу вверх. Затем мы всю эту конструкцию в таком же порядке переносим на струну ниже. И получаем стереотип №1:

2
Стоит ли использовать всегда его для такой аппликатурной модели? Напомню, что динамический стереотип должен быть легким и экономичным. На мой взгляд, направление штриха нужно немного поменять. Вначале, на первой струне все точно так же. Но при переходе на нижнюю струну не имеет смысла терять время и заносить медиатор выше, чтобы снова извлечь звук ударом вниз. Мы можем сыграть эту ноту попутно – то есть ударом снизу вверх, Затем опять переменный штрих – удар сверху вниз и следующий повтор вертушки опять играется попутно – ударом сверху. Это у нас стереотип №2:

3
По штриху это среднее между переменным звукоизвлечением и свипом. Вернее и то и другое одновременно. По сравнению с предыдущим вариантом он чуть слабее артикулирует, дает едва-едва меньшую читаемость, зато гораздо быстрее и экономичнее. Оставляем его для последующей автоматизации? Попробуем пойти еще дальше – используем игру легато. Точнее пулл-офф. Первая нота – штрих сверху, затем 2-я нота пулл, затем третья – снизу вверх, четвертая – пулл. Получаем переменный штрих и вдвое меньше ударов медиатором. Получился стереотип № 3:

4Это еще более скоростной вариант. Атаки и читаемости снова стало меньше.  Теперь внимание на левую руку. С какой это целью наш якорный указательный палец скачет со струны на струну на одном ладу? Можем ли мы это сыграть на малом баррэ? Да, можем. И это стереотип 4 — еще быстрее.

И вот у нас четыре варианта. В последнем проще добиться полного автоматизма, в нем на порядок меньше действий, он логичный и экономичный. И очень скоростной. Но дает слегка размазанный звук.

Первый – труднее для наработки и исполнения, но самый артикулированный. Дальше – вопрос ваших предпочтений, что важнее для Вас. Лично мои варианты – это два и три. Изредка четвертый.

Но! По опыту могу точно сказать, что чтобы добиться полного автоматизма, лучше остановиться на каком-то одном варианте для каждой аппликатурной модели. Это снимет с Вас ментальное усилие по поводу выбора – как я сейчас буду играть.

А дальше у нас будет самое интересное!

Опять так по опыту заметил вот такой парадокс: после того, как выбран и отработан один динамический стереотип, то дальше — при перемещении модели по грифу — он продолжает работать!

Несмотря на то, что у нас могут измениться расстояния между точками – например полтора тона вместо одного, причем даже если не на обеих струнах, а только на одной. Наш мозг автоматически подстраивается и дает правильные команды пальцам. При этом – обычно при сокращении расстояний на грифе между ладами – безымянный палец с легкостью и бессознательно может замещаться на средний, а мизинец на безымянный.

И это не потребует дополнительной наработки, может только какой-то момент переключения в первый раз появится, а потом все.
И вот главная выгода осознанного применения динамического стереотипа: мы можем создавать протяженные скоростные пассажи по всему диапазону грифа при помощи вертушек, построенных на одном динамическом стереотипе.

И все – практически на автопилоте. Правда, все такие вертушки будут друг на друга похожи.

Да, в предыдущей серии обещал показать вертушку в модели «по пять нот на одной струне». Покажу сейчас. Во-первых потому что эта вертушка – отличная база для наработки заготовок сразу для нескольких динамических стереотипов, которые потом пригодятся Вам при создании собственных вертушек. Во-вторых – в том виде, в котором я сейчас ее покажу – это прекрасное упражнение на легатную технику. Модель «по пять нот на одной струне» – это конечно возможно только при хроматическом расположении их в одной позиции. Звучать будет очень неустойчиво.

x_1_1
x_1_2
x_1_3
x_1_4

Вертушка имеет довольно длинный цикл из четырех групп по шесть нот.
То, что ноты группируются по шесть – происходит именно от динамического стереотипа, который каждый раз повторяется тем, что вначале извлекается самая верхняя нота в группе и почти всегда мизинцем, мизинцем, затем – самая нижняя нота – всегда неподвижным указательным, затем короткое последовательное движение вверх и обратно.
На этом движении в группах нот пальцы меняются.

По извлечению медиатором – есть три варианта. Самый легатный – мы извлекаем только первую ноту в группе, остальные «пулл – хаммер- хаммер – пулл -  пулл». И тогда ритмика группы становится по восприятию секстольной, поскольку ритмический акцент всегда только на первой ноте:

x_2_1

Второй вариант – медиатором извлекается первая и четвертая ноты в группе, переменным штрихом. Получается «сверху — пулл – хаммер – снизу — пулл -  пулл ». И ритмика становится больше похожа на триольную:

x_2_2_2

И третий вариант – строгий переменный штрих, последовательность никогда не меняется и не прерывается. Каждая группа заканчивается ударом снизу вверх и новая начинается сверху вниз. Тут ритмика уже больше зависит от вашего собственного восприятия:

x_3

Можно, конечно и сыграть все полностью легато, ударив по струне только в самый первый раз:

x_2_0

Подробнее про ритмику вертушек мы подробнее поговорим в следующей серии.
И это будет интересная тема, потому что от ритмики, от того как вы мысленно группируете ноты, будет зависеть то, как Вы воспринимаете вертушку, и следовательно насколько удачно Вы ее запоминаете и исполняете.

И это не просто последняя из обязательных составных вертушки, но и уже психологическое приспособление для исполнителя.

А пока я в двух словах напомню выводы. Итак:

Первый. Динамический стереотип существует. В том числе, применительно к игре соло на гитаре.
Второй. Для каждой вертушки есть свой динамический стереотип.
Третий. Для вертушек он преимущественно складывается из движений пальцев и левой и правой руки. Но не только из них. Пример я сейчас дам.
Четвертый. Динамический стереотип должен быть наиболее легким, экономичным и логичным, но при этом сочетать в себе разумный компромисс между удобством исполнения и результатом игры – то есть звучанием.
Пятый. При помощи динамического стереотипа мы распространяем нашу вертушку по схожим аппликатурным моделям по всему диапазону грифа.
И шестой вывод – динамический стереотип позволяет все это делать на полном автомате, освобождая мозг для более творческой работы. Да. Вот что касается влияния приобретенного динамического стереотипа на игру вертушек, и не только для рук.

Например, Вы всегда занимаетесь сидя. И тут  — внезапно — репетиция или вдруг концерт, где играть нужно стоя.
Увы, но вертушки с «сидячим» динамическим стереотипом могут «не пойти».

И сыграет роль не только не то положение гитары относительно корпуса, и не такое же положение кистей рук как при игре сидя, но и не то положение головы, на которой, как известно, располагаются глаза, которыми мы видим гриф. Гриф мы будем видеть с другой точки – с другого расстояния, в другом месте и под другим углом. И это может оказаться неприятным сюрпризом. Задумайтесь об этом.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Еще на ту же тему:

1.  ВЕРТУШКИ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

2. ВЕРТУШКИ-2. ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

3.  КОММЕНТАРИЙ К КУРСУ «100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК…» 

Подписывайтесь на мой канал Youtube:


И  в мою группу в социальной сети ВКонтакте  где также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Успехов Вам! До встречи!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий