КАК СХОДУ ОПРЕДЕЛИТЬ ТОНАЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

kak_opredelit_tonalnost

Для импровизатора невероятно важным является умение сходу определить тональность произведения или песни, под которую он собирается играть. Это постоянно бывает при так называемой спонтанной импровизации. Это похоже на трюк – вот вы слышите фонограмму впервые, никто вам не говорил тональность, проходит всего несколько секунд, и вот уже вы играете под нее связную импровизацию. А вообще, возможно ли это? Предлагаю маленький эксперимент.  

Вот это — видео. В нем присутствует телевизор. И единственное, что я сделал заранее, так это остановил его на музыкальном канале, чтоб не терять времени и не искать его. Это была не запись, и я на самом деле не знал, что зазвучит. Зазвучало такое … впрочем, лучше один раз увидеть!

Кстати – подписывайтесь на мой канал, и тогда вы не пропустите ничего интересного и полезного. 
 

Ну а теперь о том, как это делается. Скажу сразу – весь тот процесс, который я сейчас покажу разложенным на ступеньки, в моей голове уже автоматизирован, и происходит быстро, внешне минуя некоторые фазы. Но так потом будет и у вас. Это раз. Второе – без развитого музыкального слуха здесь не обойтись. Это делается именно слухом. Но с другой стороны – нахождение тональности, и спонтанная импровизация и есть одни из лучших, взрывных упражнений для развития слуха.
Третье. Для начала нужно брать простые фонограммы, не перегруженные звучанием различных эффектов, синтов там всяких, с несложной гармонией – не джаз и не симфоническую музыку. Подойдет, рок, простой блюз, попса – тоже прокатит. Вот еще. Поскольку мы  с тобой гитаристы, то звучание гитары в сопровождении будет для нас привычнее, и осваивать навык будет легче.
Четвертое – названия нот можно даже не знать. Для импровизатора это даже не главное. Неплохо конечно, если вы хотите кому то сказать, мол это тональность ре-минор например, но вам самим от этого при импровизации не жарко и не холодно.

Итак, параграф первый.
Слушаем сопровождение и находим основной тон, который будет хорошо звучать, подходить практически ко всем аккордам, как бы они не менялись. У кого-то это получится сразу. Вот это действие по ступенькам – слушаем, вычленяем гармонический квадрат – то есть всю последовательность аккордов, которая потом будет повторяться. И в последнем или предпоследнем аккорде (потому что последний часто бывает так называемой доминантой – то есть аккордом-мостиком, который разрешается в начало следующего квадрата) четко слышим этот тон – и это тональность нашей минусовки, и  тоника той основной гаммы, в которой мы и будем импровизировать. Почему не с первого аккорда? Бывает так, что первый аккорд – не аккорд тоники. Рекомендую – пропеть, ну или если у вас голос плохо управляемый, просто промычать этот тон по сопровождение. Мычать бывает психологически и физически легче. Так мы заодно себя проверим. Повторюсь, что кто-то может сразу начать с этого, не ожидая конца квадрата.

Параграф второй.
Вот тут нужно найти этот основной тон на грифе. Лично я наиболее часто ищу его почему то на второй струне, и если это минор, то оказываюсь во втором боксе. Это тоника основной гаммы. Минорное или мажорное звучание нужно тоже определить по слуху. Ну, я думаю, характер минора и мажора определить гораздо легче и быстрее, чем тональность. Искать не обязательно на второй струне – кто-то лучше слышит высокие звуки, кто-то наоборот – низкие. Пробуйте и поймете, как удобнее для вас. Мычим и находим.  
Дальше нам понадобится знание боксов и аппликатур гамм. Если мы этот тон нашли на первой или на шестой струне – указательным пальцем — то мы в первом боксе, минора или мажора.
Дальше буду о боксах говорить применительно к минору – его рокеру приходится играть чаще. Разобраться с мажором – самостоятельное задание. Зная универсальную аппликатурную схему – это ерунда.

ПОДСКАЗКА ДЛЯ МАЖОРА:
Белые точки здесь — тоника минора. Если их располжить таким образом, то получается структура (аппликатурная схема) минорной гаммы — в данном случае Ля-минора.
НО! 
Если тонику переместить на малую терцию (через два лада, на третий) выше по грифу, в данном случае, например, с пятого лада шестой струны на восьмой лад шестой струны, и остальные тоники расположить сообразно — мы получим уже структуру натурального мажора! В данном случае — До-мажора, тональности, параллельной Ля-минору. Все это очень похоже на принцип, изложенный в статье про ладовую относительность.

 

Давай так – номера боксов буду указывать по минорной пентатонике, просто если по  натуральному ладу называть, получается сложнее, так как там бывает что одна позиция, а боксов сразу два, не сходя с места.
Вот, если нашли на второй струне (я почему то использую безымянный палец) в этом случае мы во втором боксе, но если там стоит не безымянный, а указательный палец – то в третьем. Если искали на третьей струне, и там указательный палец, то это пятый бокс. На четвертой струне лучше искать снова безымянным пальцем, потому что если мы этим пальцем находим на четвертой струне тонику, то оказываемся в самом удобном первом боксе, и начинаем сходу наворачивать все наши любимые клишеsmiley.  
На пятой струне я сам ищу редко, но если вы там будете шарить в поисках тоники – то лучше указательным. Найдете и попадете в четвертый минорный бокс. Кстати, я его в пентатонике не очень люблю, а в натуральных ладах – вполне.

Давайте коротко просуммирую, для минора.
На первой струне ищите указательным, окажетесь в первом боксе, на второй – безымянным, второй бокс. На третьей – указательным – пятый бокс, на четвертой – безымянным – первый бокс, на пятой – указательным — четвертый бокс, на шестой струне – как на первой.
Боксы пентатоники

Параграф третий.

Нам нужно утвердиться в том, что мы не ошиблись – для этого играем проверочный кусочек гаммы. Главный секрет – играйте его, как минимум,  на двух соседних струнах в одной позиции. Почему? Да потому что расположение ступеней гаммы вокруг тоники в пределах одной позиции, как минимум на двух струнах почти со  100%-ой уверенностью дают нам привязку к аппликатуре всей гаммы.

pentatonika_i_natural_scale


Если из предполагаемых ступеней хотя бы одна окажется «левой» и не зазвучит под сопровождение – значит, мы не в той гамме и не в той тональности. Случай не редкий, так как некоторые гаммы разных тональностей имеют много общих ступеней. Например, произведение в Ля-миноре можно долго обыгрывать в тональности и гамме Ре-минор, а потом заметить совершенно случайно, что что-то не всегда совпадает.

На этом все. Надеюсь, увиденное и услышанное было для вас полезным. Определяйте тональность и импровизируйте чаще, и очень скоро весь процесс займет у вас секунды, а слух будет как у филина smiley.  Успехов!

Да, кстати. Если ты, мой друг, решил серьезно поработать над своим слухом и совершить реальный прорыв и в импровизации и в сочинении собственой музыки, и в "съеме" на слух чужой - обрати пристальное внимание на ВОТ ЭТО.

ПОДЕЛИТЬСЯ ССЫЛКОЙ НА ЭТОТ УРОК В СОЦСЕТЯХ В ОДИН КЛИК-

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий