Google+

МОЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ИМПРОВИЗИРОВАТЬ НЕ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ, А НА «АКУСТИКЕ»?

improvisacia-na-akustike

Привет, мой друг!
Что такое со мной случилось – у меня в руках акустическая гитара… А дело в том, что частенько, очень часто меня спрашивают – задают вопросы и в комментариях к урокам, которые приходят по почтовой рассылке (кстати, можно подписаться и получить много чего полезного), и в письмах на e-mail – «Можно ли учиться импровизировать на акустической гитаре?»
Мол, электрухи у меня пока нет, только акустика – могу ли я? Сразу даю ответ – Да. Несомненно. Но будут некоторые нюансы, о которых мы сегодня и поговорим…Чем в корне отличается электрогитара от акустики? Возможностью обработки звука. В первую очередь, перегрузом. А значит, на ней можно тянуть звук дольше, чем на акустике, на ней легче играть легатной техникой – то есть извлекая звук только левой рукой – на грифе. Это потому что съем звука через звукосниматели более чувствительная вещь, чем при извлечении звука на акустической гитаре. И теппинг на акустике, тоже странновато наверное будет звучать. И тихо..

Кроме того, на «классике» – примерно такой, как у меня в руках, ощутимо шире гриф, выше и толще струны. Если вы собираетесь начать учиться на такой, а потом перейти на электро – придется немного попривыкнуть. Еще на акустике труднее играть на высоких ладах . Так что в этом возможности электрогитары шире. И диапазон и шире, и количество приемов игры, и способы обработки звука.

Почему это важно именно для рок-импровизации, ну и для электроблюза?
Дело в том, что импровизация в роке и простом блюзе (не берем джазовые варианты блюза) – это достаточно простая вещь. Простые гармонии (то есть, несложные аккорды и их последовательности), чаще всего вся импровизация играется в одной единственной гамме. И если не пользоваться расширенными возможностями электрогитары, импровизация может оказаться скучноватой.

Как из этого выходит электрогитарист, котрый играет рок? Он расширяет звуковую палитру, обрабатывает дисторшном, гармонайзеры-хорусы-модуляторы всякие, питчи и дилэи – всем, что за долгие годы придумано для этого. А в самой игре много трюков. То есть — и трюки рычагом, и ударные флажолеты, и приглушенные ноты, скретчи, слайды, бэнды, обратные бэнды, широкое поперечное вибрато…
Сама скоростная игра в рок-импровизации – это тоже трюк. Это все, чтобы слушателю не стало скучно в рамках простой роковой гармонии, обыгрываемой в одной гамме.

Что же делать, если у вас нет электро, а пока только акустика?
Начнем с того, что акустика тоже бывает разной.

drednaut
Наиболее близка к электрогитаре гитара с металлическими струнами. Потому, что они в отличие от нейлоновых, они хорошо реагируют на бэнды, и соответственно на широкое вибрато.

А это более 50% от самых важных роковых приемов игры. Если у вас гитара типа «дредноут» (вариант названия – вестерн гитара) – там еще проще. Почти электрогитарный гриф, струны почти на такой же высоте – одним словом по ощущениям очень похоже. И при переходе на электрогитару, вы скорее всего большой разницы в удобстве игры и звукоизвлечении не заметите.

Кроме одной очень важной вещи. Ее просто необходимо подчеркнуть. Это грязь на электрогитаре при включении перегруза. Вот это – проблема, к которой очень трудно подготовиться при игре на акустике.  Это устраняется только и исключительно практикой игры на электрогитаре с перегрузом. Увы.

Но вернемся к акустике.
Все о чем говорится в курсе «5 шагов к свободе» — справедливо и для акустической гитары.

Возьмем самый крайний вариант – у вас «классика». С широким грифом и нейлоном. Можно ли на ней сыграть пентатонику?

Да не вопрос.

Можно ли расслышать – какие ноты будут устойчивыми, а какие нет? – Конечно! Можно ли играть фразами? – Несомненно, даже нужно. Можно ли сыграть блюзовое соло? – Да. С некоторыми ограничениями. Звук будет более «короткий» и отрывистый, не будет тянуться, и нейлон слабо реагирует на бэнды и поперечное вибрато. Но слабо – это не значит, что совсем не реагирует. Нужно будет постараться – главное дотянуть струну в бэнде до определенной ноты. Хотя бы на тон вверх.

И все таки блюз не совсем характерен для нейлона. Есть другой более характерный вариант блюза на классической гитаре – но это потом, может быть в другом уроке покажу. Это не совсем такая сольная аппликатурная игра – больше на сочетание аккомпанемента и соло похоже.

Но что же делать если вы играете именно на классике и на ней же собираетесь импровизировать всегда, то есть не переходить потом на электрогитару? На что обратить внимание. Как сыграть импровизацию, чтобы было интереснее?
Во-первых, советую обратить внимание на гитаристов, играющих в фингерстайл и фламенко. Они разработали свои трюки, именно для такой гитары. Там и расгеадо (расгеадо), и струки-бряки по деке всякие.  Они тоже уходят от однообразия, и у них есть этот арсенал приемов специфичных именно для такой гитары, и неприменимых на электро – ну какой удар по деке в электрогитаре?

Во-вторых. Самый эффектный трюк – это скоростная игра. Развивайте скоростные пассажи. Причем чаще всего не на легато, как на электро  делается, а на стаккато, высекая каждый звук, чтобы «раскачать деку». Чтобы звучало…

И, в третьих, обратите особое внимание на мелодику и фразировку. Это конечно для любого гитариста важно. Но тут вообще не обойтись. Мелодика и фразировка лежат рядом, и очень связаны друг с другом. И если  во фразировке я могу дать еще один дополнительный совет – попробуйте чаще вместо бэнда использовать то, что на классическом языке называется «глиссандо», а в роке «слайд» — скольжение, заменять им в бэнд во фразах.

Что делать в мелодике? Ну хотя бы так — Старайтесь использовать для начала какие-нибудь лиричные минусовки, которые сами будут тянуть вас на придумывание мелодии. Тут главное не торопиться выдать кучу нот, а выдать те несколько вкусных нот, которые «возьмут за душу».

На сегодня это все, спасибо за внимание! Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое))). Всего доброго, успехов!

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий