НУЖНО ЛИ ЗАУЧИВАТЬ ПАССАЖИ?

licks

(ЧТОБЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИХ В СВОИХ ИМПРОВИЗАЦИЯХ)

Для кого-то сама постановка вопроса покажется идиотской.

— «Как это нужно или нет? Да я только этим и занимаюсь!»…

И действительно, сейчас не только отдельные пассажи — целые произведения заучивают. Эпоха каверов имени Guitar Pro…

Спрошу лучше другое:
— А многое ли из того, что заучили эти «ученые», они способны применить в собственной импровизации?
И вот здесь поставим большой знак вопроса!

По своему опыту знаю, как сложно «выстреливаются» заученные пассажи во rolex day date ii 218238 mens automatic 41 mm yellow gold время импровизации. Кажется, ты напрочь забываешь о них. Подсознание вдруг выдает те самые первые заготовки, которые учил когда-то давно, много лет назад. Самые простые.

Так может и не стоит их учить? Это все же импровизация… на ходу сочинять надо… так вроде?

И так, и не так.
Давайте немного подробнее разберемся.

По сути, любая импровизация — будь она подготовленной, или полностью спонтанной — включает в себя как музыку сочиненную на ходу, так и отработанные до автоматизма пассажи.

Мало того, эти автоматические «заполнители пустот» дают возможность немного переключиться, снять напряжение от концентрации внимания.

В целом импровизацию можно представить как некую нить, которую мы протягиваем сквозь гармонию аккомпанемента. Эта нить — сочиняемая на ходу мелодия, либо риффообразная тема, как это часто бывает в блюзовых вещах.

И на нее мы «навешиваем бусины» — наши заготовки. Те, кто частит ими, рискует получить хаотичное, логически не выстроенное соло.
Эдакое лоскутное одеяло — поскольку заготовки представляют собой несвязанные пассажи, которые трудно выстроить в порядке развития импровизационной темы.

Впрочем до такого уровня «мастерства» еще дожить надо… Это просто какой-то триллер «Вспомнить все» получается — с Закком Уайлдом в главной роли.

Так почему же они не «выстреливают» в нужный момент?

Давайте вспомним, откуда к нам вообще эти пассажи приходят. Чаще всего это куски чьих-то фирменных соло.

О! Круто! — говорим мы, и начинаем задр… хм.. заучивать этот lick как говорят буржуйские гитаристы.

Мы не смотрим — удобно ли нам его играть, органичен ли он для нас. Мы просто обязаны его сыграть! Причем в «родной тональности».

И может быть нам — если тональность в импровизации совпадет, если мы поднапряжемся и вспомним его «по ходу пьесы» — даже удастся его куда-то вставить…

— Да только мы так поднапряжемся, концентрируясь на этом, как нам кажется эффектном пассаже — что про все остальные забудем, и подсознание не поможет.

По уму надо конечно отрепетировать его в разных, а лучше во всех 12-ти тональностях. Подумать над тем, в качестве чего его можно использовать — в развитии ли темы, в кульминации, либо в качестве эффектного завершения части.

Есть простая закономерность — наши заготовки тем легче выдаются, чем чаще мы их раньше использовали во время импровизации.
Именно так, не больше раз проиграли без сопровождения, за… заучивая его, а пользовались, так сказать, в деле.

Почему в экстремальной, стрессовой ситуации, которой часто и является импровизация, на поверхность всплывают пассажи, заученные едва ли не в детстве?

Именно поэтому — мы большее количество раз ими пользовались. Они стали нам органичны, они стали «нашими» пассажами.

И потом — они простые. На них не нужно концентрироваться для их вспоминания. Они то и вылетают на автомате.

И потому лучше иметь в арсенале мешок простых пассажей, которые можно свободно и гибко комбинировать между собой, чем парочку-тройку-четверку громоздких построений.

Вторая закономерность. Она выведена мною из наблюдения за прекрасным — не только гитаристом, но и преподавателем — Полом Гилбертом.

В своих школах он, конечно же, учит пулеметным «ликам»…
Но вот что интересно — обычно, разобрав его, последний показ он играет, предварив пассаж бендом. Обычно к тонике.

Что это — настройка на тональность?
Может быть, но не только. Он показывает нам связку.

Вот еще один секрет импровизатора.
Пассажи надо не только заучивать, доводя до автоматизма сами по себе, но и заранее быть готовым «привязать» его к импровизации.

Попробуйте отработанный пассаж играть с разными вариантами «входа» и «выхода». Сделайте их него бутерброд… ну или гамбургер. Где «котлета» — это сам пассаж, а булка с ботвой — может меняться.

Эти кулинарные изделия нужно как можно чаще применять, тренируясь импровизировать под разные аккордовые последовательности. Это даст нужный результат для реального выступления.

И вот еще. Опять из личного опыта.
Наиболее устойчивыми для воспроизведения у меня оказываются пассажи не «содранные» у фирмачей, а свои собственные. Причем — что важно — не те, которые я высидел, «геометрическим» образом расставляя аппликатуру.

Как правило, вначале они появляются у меня в голове.
И если я успею добраться до гитары, прежде чем забыть их, сыграю, отрепетирую и запомню — тогда они легко входят в мой активный лексикон.

Притом, чаще всего, они оказываются одинаково хороши для звучания, и относительно легки для воспроизведения. Бывает сам удивляешься — как так происходит? Да потому что они — мои, они для меня органичны.

Иногда бывает полезно что-то в них немного поменять, подстроить под себя — только не в ущерб общему звучанию.
Можно попробовать сыграть несколько вариаций на тему одного пассажа, взяв его не как догму, а лишь как идею. Возможно, из одного варианта получится три — и все рабочие.

Давайте подытожим:
1. Пассажи надо учить.
2. Использовать их к месту. Соло, наскоро скроенное из одних заготовок — ужасно. Ужасно грустно.
3. Отрабатывать во всех тональностях. Попробовать разные варианты аппликатур.
4. Сделать «гамбургер» (и не один) — нарабатывать связки, много связок.
5. Как можно чаще применять, тренируясь в импровизации.
6. Лучше много и простых, чем мало и сложных.
7. Играть больше своего — удобнее и легче.
8. Использовать, как идею. Варьировать.

P.S. Отличное число выводов получилось. Восемь. Восемь восьмых — один такт в размере четыре четверти. «Мой любимый размер» — ослик Иа © Копирайт, однако!..

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.