Google+

О ФРАЗИРОВКЕ

фразировка

Начнем с того, что без фразировки любая игра вообще не имеет никакого смысла – будь она спонтанно сымпровизирована или тщательно подготовлена. Умение фразировать свое соло невероятно важно для любого гитариста, неважно — рок-гитариста или блюз-гитариста, да и вообще, для любого музыканта. При этом сама фразировка невероятно простая и невероятно сложная вещь одновременно!

Насколько мне известно, все попытки объяснить фразировку на словах не удаются. Они либо ни о чем, либо о какой то одной ее стороне, одного проявления. И вот в чем дело.

Чаще всего мастера фразировки, гитаристы, сами не могут объяснить, как они это делают. Они могут рассказать и показать – ЧТО, но не КАК. Наверное, это потому, что они разработали свой стиль бессознательно. Другими словами, они не думали о том, что они развивают именно навыки фразировки, просто у них так получалось само собой .

Это очень похоже на разработку собственного стиля речи. Редко, кто задумывается о том, почему он говорит именно так, а не иначе. Ведь в большинстве случаев, мы не учимся разговаривать специально. Да что там гитаристы, тем более электрогитаристы! Классическая музыка развивается столетия, и столько же изучается. Но и там нет однозначного, принятого всеми точного определения фразировки.

Я пожалуй рискну и дам собственное. Оно будет справедливо для импровизаторов, и вообще для тех, кто сам сочиняет свое соло. Вот так: «Фразировка это комплекс действий музыканта-исполнителя по выбору и группировке нот, а также использованию игровых приемов с целью максимальной и наиболее точной передачи эмоций слушателю».

Эмоции. Это такая вещь, которая, при описании словами, всегда будет все равно не точной. Язык музыки и язык слов – это два разных языка. И оба подходят к описанию эмоций с разных сторон и разными средствами. Но общее в них то, что и то и другое – языки. Даже раздел теории музыки, под который попадает изучение фразировки называется синтаксис. Так же как в языке словесном.

Что мы знаем о фразировке и о фразе? Фраза – это не такт. Она имеет очень необязательное отношение к метрическому делению. Ее длительность может быть от одного такта до четырех. Она может состоять из двух долек – мотивов, как их называют в классической музыке, а может и не состоять. Далее из фраз составляются предложения, а из предложений – периоды. Однако в импровизационной музыке именно фраза является тем основным кирпичиком, который нам нужно ухватить.

Главное, что мы знаем, что иногда между фразами некоторые композиторы специально для исполнителей ставят паузы, специальным значком – цезурой. На практике бывает, что при игре в этом месте просто слегка снижается темп, например. И конечно, одна фраза от другой может быть отделена просто паузой – то есть нотой, обозначающей отсутствие ноты. Такая пауза уже имеет совершенно четкую длительность.

Паузы между фразами – вот первое, за что мы можем ухватиться. Откуда они взялись? Как мне представляется – так организовано человеческое восприятие. Возьмем речь. Смысл слов не может быть воспринят целиком или абсолютно одномоментно с течением речи. Для того чтобы до нас дошло – нужно что-то услышать, воспринять, оценить, а затем уже слушать следующую часть.

Откуда это? Я думаю, такой способ восприятия продиктован физиологией. Человеку необходимо сделать вдох, чтобы продолжать говорить. Вот эти вдохи и стали цезурами. Теми границами, в момент которых происходит осознание воспринятой информации. Наше сознание с самого начала приучено воспринимать именно так. Потому что все живые существа, издающие звуки, дышат.

Так что первая ассоциация фразировки – это, конечно же, с речью. В речи, главное – слово, его значение. Оно состоит из слогов. В музыке эквивалент слога – нота. Однако несколько нот чаще бывают выразительнее одного слова. Потому что в отличие от речи, где хоть интонация очень важна, однако на втором месте после значения слова, в музыке соотношение нот по высоте передает больше эмоций. По-другому – музыка это пение. Есть, конечно, и пение совсем без слов, но пение со словами выразительнее, потому что слова в нем придают ритм.

Вот вам первый ключ к фразировке. Вы – не гитарист. Вы – молчаливый певец. И на гитаре вы не просто играете, вы на ней поете. Причем – иногда поете гитарой со «словами» то есть с подчеркнутой ритмической структурой, иногда поете почти без слов, а иногда разговариваете, лишь слегка интонируя – в быстром, умеренном и может быть в медленном темпе. Не забывая брать дыхание.

Вот пример. Из Карлоса Сантаны – Luz Amor Y Vida (главная тема — на 1.22) Мне всегда казалось, что на нее ложится такой текст: «Всем привет! Я — Карлос Сантана. Я пришел вам это сказать». На самом деле текст не важен, можно напевать любую чушь, лишь бы она своими ударениями создавала ритмический рисунок. Это очень похоже на то, как радисты учили азбуку Морзе – по попевкам.

Причем, можно даже не влезать в теорию стихосложения, и не разбирать что это там – анапест, ямб, хорей или амфибрахий. Просто напевать текст, подчеркивая ударения в словах, а потом перенести это на гитару, подставив ноты.

Второй вариант создать удачные фразы – это прослушать чье то соло, причем не обязательно гитарное, затем просто прохлопать ладонями его ритм. И в этот ритм вставить свои ноты. Таким образом, мы получим готовые фразы, и с точки зрения плагиата (прямого заимствования, а проще воровства), все будет в порядке.

Итого, вот вам два рабочих способа создавать свои фразы — напев что-то со словами и переиначив чужие фразы, используя их ритм.

ПОДРОБНЕЕ О ФРАЗИРОВКЕ

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий