О КУРСЕ «СЛЫШУ. ВИЖУ. ПОПАДАЮ». ОТЧЕТ МОЕГО СТУДЕНТА.

svp1

Приветствую, друзья! 
Если я сейчас задвину что-нибудь вроде  - "Как автор почтовой рассылки я часто получаю письма от моих читателей" — это будет тупой банальностью.
Плох тот автор, который не получает такие письма. Значит, то, что он пишет, никого не волнует. 
Но сегодняшний случай — особенный. Я получил выдающееся — без кавычек! — письмо. Это письмо — отчет, и весьма своеобразный. В нем речь идет о работе над видеокурсом "Слышу. Вижу. Попадаю". Напомню — это курс о развитии слуха и одновременном изучении гитарного грифа, и по большому счету о формировании чувства "место на грифе — звук". 
Так вот, чем меня поразило письмо. Здесь описана даже не столько работа над курсом, сколько в более широком смысле — РАБОТА НАД СОБОЙ. Это просто образец качественной, самоотверженной и осмысленной работы. Без сомнения, такой подход принесет самые выдающиеся результаты.
Для тех, кто еще не знаком с курсом,  это письмо будет полезно тем, что здесь приоткрыты основные его методики,  А для тех, кто уже знаком - усилением этих методик и обогащение их личным опытом студента.  Даже не просто частная интерпретация, а вполне системное развитие.

Письмо привожу в полном объеме, с сохранением орфографии и пунктуации автора. Вот его текст:

" Доброе время суток, Михаил.

Пишу вдогонку еще одно письмо, теперь уже о главном. Конечно, речь пойдет о музыке. С моей стороны было бы не верным, занимаясь по Вашему курсу, не поделиться результатами своей работы с тем, кто этот курс задумывал и создал. Тем более, что мне есть чем поделиться. Так, что вот результаты моей работы над собой.

  Сама идея развития своих инструментов – слуха, голоса, чувства ритма, и т.д., ( сюда я вношу и такие инструменты сознания как, внимание, восприятие, ум и т.д.) для меня не нова. Но, от меня ускользала идея как это можно сделать. Интуитивно чувствовал, что это возможно, да и очень нужно, но, вот как? Я осознавал, что мои пальцы, голос, внутренний слух не соединены в целое. Скорее, они были как лебедь, рак и щука. То, что я хотел выразить в звуке, не совпадало с тем, что выходило.

И это вызывало внутренний диссонанс, и с этим не хотелось  мириться. И мои попытки что-то изменить носили случайный характер, бессистемный. Ваш курс привлек меня своей системностью. Я стал развиваться в музыкальном смысле. Погружаясь в мир музыки, изучая её, её законы, принципы, я обнаружил множество взаимосвязей различных явлений, которые, казалось бы, не имеют друг к другу прямого отношения. Это, знаете ли, вдохновляет.

Так, что же я делал такого, что дало такой результат? Вначале я честно стал делать то, что Вы рекомендовали. Сказали играть тонику,- я играл. Сказали пропевать эти звуки, — пел. Пел квинты, пел терции, тоники – квинты – терции. Различные их комбинации. Играл-пел. Сказали не приступать к следующему уроку, не отработав предыдущий, — не приступал. Так потихоньку добрался до гамм. Сейчас пашу поле гамм. И у меня потихоньку стала формироваться своя технология, как с этим работать. На что обращать внимание, на чем сосредотачиваться, что — бы процесс обучения стал более эффективным.

Надо сказать, что я использую микрофон и слушаю свой голос и звук гитары в наушниках. По моему мнению, это помогает слышать свой голос, как – бы со стороны, так как он звучит объективно, для других. Да и для тех, кто предполагает не только играть, но и петь, необходимо привыкнуть к своему голосу отраженному в динамиках или наушниках. Не все беспристрастно могут воспринимать собственный голос. Многим он кажется неестественным, чужим. Нет привычки слышать его со стороны. А такой способ позволяет привыкнуть к звучанию своего голоса. К тому –же, так удобней, проще соотноситься с звуком инструмента. Есть объективные критерии, виды диссонансов или резонансов звуков которые легче услышать. Здесь развивается слух.

Сейчас, я осваиваю гаммы. Сначала, я играю гамму без звукового сопровождения, добиваясь чистоты извлечения звуков. Как только я сыграл чисто, начинаю пропевать, ища резонанса с инструментом. Гуляю по интервалам,  вслушиваясь в то, как они звучат. Позволяя им возникать самим собой. Не выделяя в доминанту ни голос, ни инструмент. Возникают какие – то мелодические фрагменты. Одни более гармоничны, другие не очень. Так, обыгрываю, кручу гамму по — разному.

В какой – то момент я уже не могу с уверенностью сказать кто ведущий – пальцы или голос. Они сливаются, дополняя друг друга. Я же сосредоточен на мелодии. Созерцаю как она рождается, развивается. В этот момент она живет своей жизнью, я только созерцаю её. Очень увлекательное занятие. Стало развиваться чувство гармонии, одни звуки более стабильны, другие, действительно хотят разрешиться в другие, они не стабильны в рамках этой структуры. Другие подчеркивают основные тона, как бы украшая их. Какие – то интервалы мне легко даются, какие – то сложнее, фальшивлю, не попадаю в звук. В этом месте я останавливаюсь, и начинаю гулять по этому интервалу, переходя от него к соседним и обратно. И так до тех пор, пока не вычищаю звучание.

Кстати о формах звучания. Что, я пою. Я пропеваю гласные звуки У-О-А-Э-Ы-И, — дальше фальцет. Я заметил что, более низкие звуки хорошо ложатся на звуки У и О, средние на А и Э, а более высокие на Ы и И. Ну, а все что выше привычного диапазона – это область фальцета.( Хотя это условно, петь можно что, и где угодно.) Там тоже используются эти звуки. Так же при пропевании этих звуков необходимо обращать внимание и на положение полости рта, при котором тот, или иной звук извлекается более полно, чисто, так и на возникающих вибрациях в различных участках тела, в горле, грудной клетке, животе, особенно в нижней его части. Нужно осознавать, что извлекаемый звук есть вибрация и эта вибрация отзывается в теле по — разному. В некоторых областях вибрации могут не отражаться, мешают напряжения. Например, для меня Фа большой актавы достаточно низкий звук. Через несколько секунд  звучания в горле возникает специфическое напряжение, которое стягивает на себя мое внимание, горло устает моментально и просто не хватает времени, что  бы прочувствовать какие еще области тела вибрируют, вовлекаясь в звучание.

В идеале все тело должно участвовать в пении. Например, если нужно петь громко, то должна быть опора на нижнюю часть тела. Сила звука идет оттуда. Что бы звук был открытым, нужно что бы область груди была задействована в извлечении звука. И добиться этого можно тем, что бы голос отзывался в теле вибрациями. Вибрации показывают, на сколько тело вовлечено в процесс. Так что, работа с гаммами выливается в своеобразный медитационный процесс, где созерцание есть необходимое условие развития.

Далее, я обыгрываю гамму под сопровождение бэкин-трека. Ставлю запись и начинаю играть, применяя все, что могу, что умею. При этом уделяя внимание мелодичности, (вот сейчас подумал, что надо бы еще и к ритмичности быть повнимательней.) Пою не всегда, а вот импровизирую часто. Иногда играю знакомые лики, вертушки и т.д. Они как – то сами вылетают, но в пределах мною воспринимаемой, или вернее чувствуемой гармонии.

Потихоньку начинает вырабатываться навык, который я бы назвал: — СлышуПоюИграю. И этот навык позволяет мне, как музыканту, выразить в Музыкальной форме содержание Внутреннего Мира. На мой взгляд, именно этот Смысл является главной движущей силой  всех музыкантов.

P.S. Возможно на Ваш взгляд то, над чем я работаю сейчас может показаться простым и наивным, но,  для меня это большой шаг в музыкальном развитии. Так же, я употреблял множество слов с заглавными буквами. Это оттого, что я хотел подчеркнуть значимость этих Категорий.

На этом заканчиваю свой отчет, хотя осознаю что, даже этот маленьких отрезок пути можно комментировать  довольно долго. Если у Вас появятся вопросы или рекомендации лично мне с радостью их приму или отвечу. Если не будете возражать, то через какое — то время пришлю следующий отчет о проделанной работе.

С уважением, Сергей"

Браво, Сергей!
Напомню только, что видеокурс "Слышу. Вижу. Попадаю" доступен как по отдельности, так и в составе суперкурса "Мастер Рок-импровизации"

4x1

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “О КУРСЕ «СЛЫШУ. ВИЖУ. ПОПАДАЮ». ОТЧЕТ МОЕГО СТУДЕНТА.”

  1. Роман:

    И да не оскудеет рука Обучающего нашего,ибо Учение его необходимое заблудшим в Мире Музыкальном! ДОБРОГО ЗДРАВИЯ НАСТАВНИКАМ!

Оставить комментарий к записи Роман