О ПРОСТОМ И СЛОЖНОМ. ВСТРЕЧА В ВЕЛОПРОКАТЕ.

Миниатюра_Велопрокат

ГИТАРНАЯ ИСТОРИЯ  —  ОРИГИНАЛ ВО ВКОНТАКТЕ

В прожаренной июньским солнцем будке велопроката – что приткнулась у входа в большой парк – было душно, несмотря на открытую настежь дверь.  И густо воняло резиной.

Денис вышел наружу, уселся на белый пластиковый стул.
Он видел довольных собой шатающихся граждан и закипал раздражением:
– Откуда у них столько времени, чтобы бездельничать? И столько бабок – чтобы было время, чтобы бездельничать?

Сам он предпочел бы сейчас записать новое видео для своего гитарного канала, который еле теплился по принципу «то потухнет, то погаснет».

– Мне еще повезло этим летом, – успокаивал себя Денис – работенка вполне халтурная. Все лучше, чем надрываться на стройке, как несколько последних лет подряд.

Денис жил музыкой. Гитара была его Альфой и Омегой. Но почему-то ни Альфа, ни Омега – ни остальные буквы греческого алфавита, поместившиеся между ними – и не думали его кормить.

Потому он постоянно нанимался на какие-то шабашки, не требующие особо высокой квалификации.

Усталый, как ломовая лошадь, приходил он домой и рассматривал свои руки – то избитые ссадинами, то изъеденные кладочным раствором. Или покрытые несмываемой краской, вбитой в каждую пору и складку кожи. Сухие и потрескавшиеся. И это руки гитариста …
В такие моменты было особенно обидно.
Обидно, что он убивает свои руки – а еще больше, что он убивает свое время. Что его никто не признает.
Что его идея – жить музыкой, ради музыки и за счет музыки – кажется все более и более призрачной.
А все близкие люди – даже мама! – считают его большим и не приспособленным к жизни ребенком.

– Ты абсолютно ненадежный, бесполезный, лишний человек! – с такими словами его покинула его последняя. Она когда-то полюбила Дениса за талант, но в процессе совместной жизни возненавидела его «гитарки».

С тех пор он стал избегать серьезных отношений.

Несколько раз, в особо тяжелые моменты, Денис порывался распродать свой небольшой арсенал инструментов, завязать с мечтой и жить «как все».

Но боялся этого шага в пустоту, к жизни без смысла. И он снимал объявления о продаже. А финансовые дыры удавалось с грехом пополам залатать – до следующего раза.

* * * *
– Денис! Ты что ли? Привет! – чей-то веселый голос вывел его из экзистенциального транса.

В паре метров от белого стула притормозил велосипедист.
По виду – ровесник Дениса, или около того. Светлые волосы, бликующие на ярком солнце, и очень знакомое лицо. Только сильно повзрослевшее.

– Лет пятнадцать не виделись! Как жизнь?

В голове Дениса щелкнул переключатель, и он вспомнил
– Так это же Вертер! Тоже гитарист. Когда-то терлись в одной рок-тусовке.
Тогда он казался – как бы сказать –  самодовольным что ли? Нет, правильнее будет «высоко себя оценивающим».
А сейчас – смотри ка! – дружелюбен, без взгляда сверху вниз. Наверное, жизнь его тоже пообтесала…

– Привет, … – и тут Денис понял, что не знает, как к нему обратиться. «Вертер» – это его прозвище? А может, настоящая фамилия? Или его на самом деле так зовут?

– Денис. Я – тоже Денис! Тезки мы! Но можешь меня звать по старому – это нормально, мне нравится.

– Привет, Вертер! Ну, как моя жизнь?.. Пока, как видишь, в прокате сижу – велики выдаю-забираю. А у тебя, похоже, свой. Сразу видно – модный, не из проката.

– Да, свой. Только кататься нет времени – еле урвал полчаса. Вот – еду, соснами любуюсь.  «А то все кабинет-кабинет», – с нарочитым акцентом процитировал он «Кавказскую пленницу».
– А что за кабинет у тебя? Ты начальник какой-то?

– Ага, начальник. Двух стульев и одной мусорной корзины.
Уроки гитары я даю! – Вертер произнес это, к удивлению Дениса, абсолютно без сожаления за бесцельно загубленные годы.

Это прозвучало даже как-то оскорбительно – хотя Вертер, судя по всему, и не думал его, Дениса, троллить.

– Слушай, Денис, – продолжил Вертер – а что ты-то в прокате сидишь?
Ты же классный гитарист, как я помню. И музобразование у тебя имеется! Начинай тоже уроки давать!

– Так я и даю. Но сейчас лето – не сезон, учеников нет, все отдыхать разбежались. И вообще – сам знаешь, конкуренция ведь страшная – учеников на всех не хватает, и даже в сезон приходится перебиваться то тут то там.

– Опа-опа… постой. Ты как учеников ищешь?

– Страничка в Контакте, бывает на форумы пишу, канал еще есть свой. Раньше объявления клеил – на остановках, на столбах, подъездах. Но сейчас коммунальщики быстро работают – сразу обдирают, никто не звонит.
– Ага. А цены у тебя как?

– Начинал со средних по городу, но пришлось сбрасывать – конкуренция, как уже сказал.
– Намного сбрасываешь?

– Процентов на двадцать, – Денису было стыдно признаться Вертеру, что временами был готов работать и за полцены, – А ты?

– А я, наоборот поднял, а то не успеваю всех учить. И график у меня весь забит, лето-не лето – все равно.  Раньше искал так же, как и ты – только еще и рекламу в группах в Контакте давал. А сейчас страничку в ВК оставил, но приходят в-основном по «сарафану».

Денис ощутил удушье и прилив крови к лицу.
Унижение, жалость к себе и зависть – до ненависти! – к Вертеру.

– Не может быть, чтобы по той же земле, того же города – ходил … ездил на велике – человек, который делает все то, что хочет делать он, Денис!
И у него получается жить так, как не получается у меня! Это в высшей степени несправедливо. И потому – не имеет права на существование!

Этому срочно нужно было придумать оправдание
– Врет, наверное. Врет, как дышит, – решил Денис.
И ему тут же полегчало. Желание немедленно столкнуть Вертера с велосипеда и пройтись по нему – прошло.

– Так-так. Что-то не стыкуется у меня, – с выражением абсолютной честности на лице и участием в голосе, продолжил Вертер – У меня занятие через 15 минут. Нужно ехать. Давай так сделаем – обменяемся сейчас телефонами. Знаешь – тут рядом, на Гоголя, есть школа танцев?

– Угу.

– Я там субарендую комнату. Уроки там провожу. Хватит уже бегать с гитарой по квартирам. Так вот – созвонимся, найдем свободный часок, и ты заходи ко мне. Подумаем – что у тебя не так. Только не тяни, по горячим следам чтобы. Хорошо?

– Угу. Пока!
– Удачи! Звони. Жду.

– Субарендует он. Буржуй, – подумал Денис вслед удалявшемуся велосипеду Вертера.
И вернулся в темноту вонючей будки – чтобы не видеть счастливых лиц праздно шатающихся граждан.

* * * *

– Не буду звонить, – решил Денис – а то встретимся, и будет он там мне втирать «Я такой, да я растакой». А я буду чувствовать себя, как последнее гуано.
Да, всё равно врет он всё! – останавливал себя Денис.

В итоге любопытство взяло верх.
Не сразу удалось найти страничку Вертера в ВК. Оказалось, что он там он пишется как Denis von Werther.
– Вытрепнулся, – с раздражением подумал Денис. А дальше …
– Три тысячи в друзьях, и еще полторы – в подписчиках! Однако!

Начал рассматривать выложенные видосы. И сразу нашел разительное отличие от своих.
– Как-то он поверхностно их делает. Простой вопрос – простое решение. А надо же все фундаментально объяснить, в корне! Я так делаю!

Больше всего у Вертера было видео с аранжировками популярных на текущий момент песен. Конъюнктурных, то есть. Причем, все одного типа – вначале идет простая аккордовая версия, а потом чуть усложненная. И без объяснений.

– Какие-то аранжировки у него простецкие. Даже не сказать, что это фингерстайл. Я в сто раз сложнее могу придумать и сыграть!

Но добило Дениса количество просмотров, лайков и репостов.
И куча комментариев типа «Круто! Я тоже так хочу! Научишь?». Тем, кто хотел научиться, Вертер отвечал, призывая писать в личку.

– Неужели, не врет? – накатила волна унижения, жалости к себе и зависти – Не буду ему звонить!

* * * *
– Алло, Вертер? Я завтра в восемь вечера могу! А ты? … Хорошо, буду!

* * * *

«Кабинет» Вертера оказался совсем крохотным.
Комнатка на втором этаже, следующая за раздевалкой танцевальной студии – куда почти не долетали звуки фонограмм из зала.

– Долго у тебя держатся ученики? – сходу начал Вертер.

– Нет – признался Денис – бывает, что и на втором-третьем занятии уже сливаются.

– А с чего ты начинаешь, что ты им даешь?

– Я за фундаментальное понимание музыки. Надо сходу показать всю связь между гаммами и аккордами.  Так что вначале даю теорию – гаммы, ступени, тяготения-разрешения. Нотную грамоту предлагаю подучить…

– Так я и думал, – вклинился Вертер – в этом первая проблема.
Я посмотрел твои видео. Ты – как музыкант, как исследователь – молодец.
Я уважаю твое видение, твои знания, твой труд. Но как психолог, и как, извини, продавец – ты делаешь критическую ошибку.
Вспомни – что хотят обычно ученики, когда приходят?

– Обычно хотят научиться играть конкретную песню.

– Та-ак…

– Так это же шляпа! Этих «преподов», что показывают Am-Dm – девать некуда! Чем же я тогда буду лучше их, если стану давать тот же «колхоз»? Буду толкаться локтями среди них?

– И ты, чтобы избежать конкуренции – решил пойти от сложного к простому. Так получается?

– Получается, так – признался Денис, – А что делать?

– Ответ очевиден – идти от простого к сложному.
Как делаю я?
Вначале мы с учеником получаем первый результат – то, за чем он пришел. Я хвалю его, подбадриваю – и одновременно пробую расширить его видение, показать ему новые горизонты. Видел мои аранжировки?

– Да, видел, Вертер. Довольно незамысловатые.

– Об этом скажу позже.
Так вот. Я беру ту вещь, что он играет – и показываю, что из нее можно сделать. Разогреваю его интерес развиваться дальше. Главное – не сразу всё, по чуть-чуть. Вначале – там одну нотку добавил, потом сям еще одну.

Мы начинаем играть эти простые мелодические линии, разбавляя ими аккорды – и через них можем потом выйти и на ступени, и на гаммы если получится. А там и на соло, и – возможно – на фингерстайл.

Такое часто случается, если постепенно поднимать занавес, шаг за шагом разжигать его аппетит.

Ну конечно – если ко мне придет человек и сразу попросит научить его играть соло, я научу. И даже если скажет, что хочет знать теорию или ноты – я тоже жаться не буду. Главное – дать то, за чем он пришел. Но таких – меньшинство.

Вот и весь мой секрет. Давать ученику то, что он хочет, и поднимать его осознание на новые уровни.

Теперь про мои «простенькие» аранжировки. Что ты про них думаешь?

– Думаю, Вертер, что это попса.

– Да, Дэн, я знаю. А теперь скажи – то, что ты тут услышал, это мое конкурентное преимущество перед «колхозом»?

– Да, Вертер. Согласен.

– А теперь подумай, может ли быть умение играть просто – но мелодично и «вкусно» – быть конкурентным преимуществом?

Ты рассуждаешь с точки зрения профессионала, примерно так, – «Я мог бы сделать сложнее и круче». А для кого пишется музыка – для профи, которых меньшинство – или для обычных слушателей?

Знал бы ты, Дэн, сколько исполнителей я выручил – записал им гитару, не «колхозно» и не «для профи» – а так, чтобы зашло.

Ну, Дэн, мне пора домой. Еще в ВК отвечать всем нужно.

Спускаясь по лестнице, Денис понял, что не чувствует никакой ненависти или зависти к Вертеру. Он такой же трудяга – просто видно, чуточку умнее.

И уже пожимая руки на улице, перед тем как разойтись, Денис спросил

– Слушай, Вертер! А почему ты мне все это рассказал? Зачем тебе плодить настоящих конкурентов?

– Все просто, тёзка. Бывает, просится ко мне человек – а я понимаю, что уже перегружен и не потяну. Куда мне его отправлять – в «колхоз»? Вот так-то.
А для умных преподов учеников хватит.

И устало улыбнулся.

* * * *
Денис загрузил новое видео в ВК – его мелодичную аранжировку популярной нынче песни, которую он нашел по топу запросов в поиске – и пошел прогуляться.

Ноги сами принесли его к тому парку. А вот и будка с велосипедами.
Он вынул телефон и проверил комментарии.
– Ага, есть!

«Классно! А как можно попасть на пробный урок?»
– Напишу в лс – набрал в ответ Денис.

Поднял руку и показал велобудке один из пальцев.

= = = =

История вымышлена. Все совпадения героев и ситуаций с реальными людьми являются случайностью.

Поделитесь своим мнением о ситуации из рассказа в комментарии к посту.

✔ Ответьте, пожалуйста, на вопрос  (сегодня он не связан напрямую с рассказом)
– Какой вариант аккомпанемента из видео Александра Вам больше по душе – «До» или «После»? И – почему?

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий