Google+

ПОЧЕМУ Я ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЮСЬ К БЛЮЗУ

блюз

– Хватит уже тренькать! – раздражённый голос моей жены.
– Я не тренькаю, я – занимаюсь!  – выбрасываю привычный ответ.
… Хм… а ведь точно тренькаю. Минут 30 уже.

И чем бы не начиналось мое занятие, что бы я не играл в начале  – упражнение, импровизацию мелодии, да хоть песни советских композиторов!  – в  99% случаев я потом сворачиваю на блюз.

Что за наваждение!
Я ведь даже не блюзмен. Я даже до сих пор не уверен, умею ли я его играть.
Иногда получается полная шняга. А иногда  – самому не верится, что это я сам только что так сыграл.

Если вы сейчас узнали себя – хотя бы капельку – давайте порассуждаем. Почему так? Почему блюз всегда берет верх? Даже если мы не умеем его играть :)

Никогда не фанател от группы Europe.
Да и собственно – от чего фанатеть? Что у нас на слуху, пара песен – The Final Countdown да Carrie. Одним словом – попса.

И даже когда услышал их версию Since I´ve been loving you – то обхаял ее.
Показалась слишком сладкой,  правильной, пластмассовой какой-то.
Гитарист с вокалистом стараются, задницы рвут ­ – но все как-то не по настоящему. Будто бы играют в блюз, а не блюз играют.

Хотя…  Хотя когда-то и Led Zeppelin с этой песней – тоже «играли в блюз» с точки зрения настоящих, true блюзменов.

Но вот натыкаюсь на это видео, видео гитариста Europe Джона Норума.
Думаю – что там за гитарные лики от него?
А там больше половины – блюзовые фразы и рок-риффы, построенные на блюзовой гамме!
И с 16:38 (раздел «Демонстрация») – вообще сплошняком идет блюз, блюзовая фразировка.  Кстати  – весьма и весьма вкусная!

 

 

И он же в конце советует для развития слушать любимых гитаристов – сам назвал Джими Хендрикса и Эрика Клэптона  – и  выяснять, как они играют.

Вот тебе и хэви-попсовый гитарист Джон Норум!  Шпарит блюз  –  только в путь!

Ок. Идем дальше. Гэри Мур.
Играл он тоже металл какой-то, а потом ударился в блюз.
Но блюз-то у него был уж очень европеизированный. «Белый»  – до не хочу. Смотрю это видео и вижу, что блюзовые лики у него – вообще топ. Чернее черного, белым блюзом и не пахнут.

Ну вот и третий пример. Известный виртуоз, технарь – Пол Гилберт. Его то, особенно в молодые годы, вообще было трудно заподозрить в симпатиях к блюзу.

Но тут он прямо говорит, почему блюз его вставляет больше чем металл.
(Ниже видео – мой перевод. Выдержки)

 

«Когда я играл шред, я слушал много музыки – и Ингви Малмстина, и  классической, Моцарта, Баха, там где было много клавишных. Но я же играл на гитаре и начал скучать по всем этим гитарным фишкам со всеми этим бендами-вибрато. Это так много значит…

В блюзе для меня много свободы для мелодии.  Ты можешь играть минорную третью ступень и потянуть ее до мажорной…  Ты можешь вставлять все вот эти приджазованные фишки…  Тут сами ноты гораздо интереснее!

… Большинство металла основано на натуральной минорной гамме.
Да, это классно работает в этом стиле.
Но гармонически это сильно ограничено.  И я знаю, о чем говорю – я это долго играл. И ничего нельзя поменять.

Но в блюзе я могу пойти куда угодно. Я могу сказать гораздо больше!
У блюза больше слов!

Многие металлисты думают, что блюз – это слишком просто. Это не так.
… Тут каждый бенд – отдельное искусство, и я люблю это искусство.

И, наверное, самая важная вещь – блюз улучшает мою импровизацию.

 В блюзе нужно чувствовать – вот тоника, вот минорная третья, вот шестая ступень…  Когда я импровизирую на металлической песне, я могу просто взять гамму и гонять ее вверх-вниз, все эти паттерны.  
Но когда я начинаю играть мелодически – все приходит из моей блюзовой игры.

И я думаю – в каком бы ты стиле  не играл, блюз помогает тебе играть лучше».

В итоге видим, что хорошие гитаристы, сложившиеся профессионалы, и даже великие гитаристы – не мне чета! – вне зависимости от специализации тоже подвержены блюзовой  болезни. И при этом довольны, как слон.

Потому что,  как мне видится, блюз – это первобытный пласт гитарной культуры. Электрогитарной. Это как глубинное государство в тебе.

Если ты по национальности элекрогитарист – то блюз это твой изначальный, «материнской» язык. (При этом, «отцовский» может быть другим – джаз, металл, что угодно)

Так что, если он «лезет» – это нормально. Так и должно быть.
Вот тут можно было и успокоиться … Но!

– Почему  тогда этот язык так часто дает сбои?
– Почему иногда играется такая хрень, от которой самого тошнит?

А почему мы сразу узнаем иностранца, когда он пытается говорить на русском?
– Не только из-за акцента.
Он может слова употребить не по их истинному значению.
Или взять правильные слова и поставить не в том порядке.
Или взять правильные слова, поставить  в правильном порядке и выдать технически верную, понятную фразу – но так не говорят.

Блюз это тоже язык.
У него есть свои слова, свои устойчивые выражения.
И когда мы берем блюзовую гамму (правильные буквы) и пытаемся хаотично составить из них слова и выражения – это не работает.

Как заставить их работать?
– Есть два пути, как выучить язык.
Ребенок просто слушает и повторяет. И так учится.
Студент осмысливает правила. И так учится.
Можно задействовать оба пути. Будет быстрее.

Но только обязательно что-то делать.
Иначе:
Вот сорвало вас снова на блюз. Ок. Это как домой вернуться.
Вернулись, а мама вас не понимает. Обидно, блин :)
***
Я буду «тренькать». Буду играть блюз. Когда это получается  – то большего удовольствия трудно представить. Пусть это даже никому вокруг меня не понятно.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий