Google+

ПОЛЕЗНО ЛИ ИГРАТЬ КАВЕРЫ?

guitar pro

Интернет — соцсети и Youtube просто забиты разномастными кавер-версиями известных и не очень композиций от известных и совсем не очень исполнителей.

Всеобщая доступность материала, Guitar Pro, и табы существенно облегчают задачу для желающих прославиться. Ясень пень, в этой массе, полным полно невероятного безобразия и наоборот, встречаются образцы, не только неотличимые от оригинала, но иногда кое в чем превосходящие.

Мне запомнился Хесус (типа, Иисус по-испански) Парра — звезда Ютьюба и какого-то перуанского варианта G3. Он играет Altitudes Джейсона Беккера ну так страстно…  с чем бы сравнить… «Сколько вам в чай ложек сахара? — Восемь, только не размешивать, я сладкий не люблю…». А Хесус, и размешал и взболтал. Молодец, в-общем то. Зрелище поразительное. Если б не гитара — внешне вылитый «..Дэвушька .. э! Как тибя зовут, Натаща?». А с гитарой — просто чародей. И лицом как играет!

 

Но вернемся к теме, обозначенной в заголовке — полезно ли?

Чтобы ответить, зададим контрвопрос — а для чего? Полезно для чего?

Что делает гитарист, пытающийся сыграть «в ноль» с оригиналом? Он развивает технику исполнения, осваивает специальные приемы, работает над чистотой звукоизвлечения, беглостью, нюансировкой. Повторяет ритмические структуры, старается сыграть метрически точно. Все это прекрасно. И это именно то, что делают большинство классических музыкантов — исполнителей. Разница только, как правило в одном -  в носителе изначальной информации. У «каверщиков» — это табы, аудио- и видеозаписи, у классических музыкантов это ноты. (хотя я думаю, в век технического прогресса редкий лабух не слямзит какие-то фишки у солиста Лондонского симфонического оркестра). В остальном это одно и то же. И те, и другие упражняются в исполнительском мастерстве.

И именно для развития исполнительского мастерства (все в комплексе, что было уже выше перечислено) игра каверов, несомненно приносит большую пользу.

А вот теперь о том, чего нельзя добиться, переигрывая чужое.

Давайте снова посмотрим в сторону классических музыкантов. Есть среди них блестящие исполнители, которые без нот даже «Мурку» не сыграют! Тем более не наимпровизируют сходу. Они не этому учились.

Предвижу возражения некоторых любителей потерзать гитарные струны, дабы хотя б одним бочком погреться в славе Великих — «А я импровизировать в группе не собираюсь! У меня все соляки заготовленные!» Кем заготовленные? Моцарт что ли, на пару с Паганини за бутылкой чая вам накатали? Или Джо Петруччи по доброте душевной на мыло скинул? Или из Гитар Про кусками нарезали и друг к другу за уши притянули — «Вот тут у Закка Уайлда можно взять, он не заметит — все равно одно и то же везде впиливает… не, не идет чо та… типа, как ее… тональность не та что ле?».

Импровизация — это разновидность сочининения музыки, ее экстремальный раздел. Немедленно, здесь и сейчас. Я  понимаю, конечно, что редко приходтся это делать — даже на концерте публика хочет слышать то, под что привыкла торчать на записи.
Но даже для обычного сочинительства знать, как в табулатуре обозначается бенд на полтора тона и уметь сосчитать количество нот в теппинговой фразе мало чем поможет. Для этого учиться надо — и не каверы играть, а кое-чему другому.

Господа хорошие! Нет, не так.. Господа гитаристы хорошие! .. Стоп.. опять не то — не все хорошие. Господа гитаристы! (вот теперь точно) В рок-музыке, на которую, я надеюсь, мы тут все ориентируемся, в отличие от классической — приоритет авторства над исполнительством. Ни один не стал еще Великим, просто переигрывая чужие вещи. А наоборот, когда одни Великие переигрывали других — это конечно было. Только очередность не путайте — вначале стать, а потом переигрывать.

И они, кстати, никогда не играли «в ноль» — всегда пропускали через себя, играли на эту тему, но свое. Little Wing у Стива Вая — совсм не то, что Little Wing у Джими Хендрикса.

Вот просто классический пример — Майкл Анждело Батио переосмысливает наследие Рэнди Роадса.

Здесь у него не просто Crazy Train  а «Крейзи в квадрате»!
Или вот. Что мог сделать с боевиком одного заслуженнного шреддера — Ингви Малмстина — другая поливальная машина — Пол Гилберт?
Ждешь еще большего экстрима, а получаешь »несимметричный ответ» — You dont remember превратилось в лиричную, практически бардовскую песню.

Вот это — творчество. А исполнительство… да, классно, полезно… но  далеко не все.

P.S. А еще знаете кого исполнителями тоже называют? — Исполнителей смертных приговоров.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий