ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД

универсальная  аппликкатура Ам

строим натуральные лады, глядя на гриф

vkontakte Это еще один урок из моих диалогов в социальной сети ВКонтакте

Михаил

Отлично! Вот смотри. Если мы начнем играть по этой аппликатуре с тоникой на пятом ладу на шестой струне (Ля), и в сопровождении у нас будет звучать аккорд Ля-минор, и далее сопровождение в тональности Ля-минор, то эта аппликатура будет fake rolex logo натуральным Ля-минором. Он же Эолийский Ля-минор

Артём
а почему именно эолийский?

Михаил
Названия ладов даны в средневековье. Отношения к каким то древнегреческим местам-племенам весьма относительное. Натуральные лады — это семь семиступенных ладов. Из них играть можно в шести, кроме Локрийского.

Артём
то есть ля минор всегда будет эолийским?

Михаил
Да. Говоря Ля-минор, мы ОБЫЧНО подразумеваем Эолийский лад. Но кроме Эолийского Ля-минора, есть еще два минорных лада — Фригийский и Дорийский. Если их играть от тоники Ля — мы еще два минора Ля получим.

Артём
вот это интересно

Михаил
Вернемся к схеме. Многие думают, что при использовании других натуральных ладов меняется аппликатура, добавляются какие то ноты. Нет. Аппликатура остается той же. Мы в своем сознании делаем тоникой другую ноту. И все отношения внутри лада. тяготения, разрешения — крутятся возле другой ноты. На практике это будет так:

На схеме отступи от тоники Ля на шестой струне, допустим к ноте Си – 7-ой лад. И сыграй эту гамму. Если в сопровождении в этот момент будет звучать Ля, то ничего не изменится. Для тебя эта гамма будет оставаться частью гаммы Ля-минора, сыгранной с ноты Си. Но только до тех пор, пока ты считаешь тоникой Ля.

Если же тональность у тебя будет Си (в данном случае не минор и не мажор, сейчас объясню почему), то лад из Эолийского (натурального Ля-минора), превращается в Си — Локрийский.

Локрийский лад имеет в своей основе уменьшенный аккорд. Этим ладом, похоже, ничего невозможно обыграть — он весь какой то неустойчивый и требует разрешения. Я думаю, средневековые теоретики его придумали для завершенности картины.

Артём
хаха) а что же тогда делать, если тональность Си?

Михаил
Играть другой лад — не Локрийский. Сдвинь аппликатуру чтобы та позиция, в которой сейчас на схеме находится Ля, пришлась бы на Си, и получишь Си — Эолийский.

Артём
то есть вот эта гамма по 3 ноты на струну?

Михаил
Не обязательно по три ноты играть. Можно играть как угодно. Главное держи в голове тонику. Для удобства да, можно использовать определенную аппликатуру. как в этом боксе например. То есть, если ты хочешь, чтобы тоника у тебя была на шестой струне (так легче ориентироваться) — играй в этой аппликатуре, в этом боксе.

Артём
и так по всем грифу используя вот эту схему?

универсальная Ам

Михаил
Сдвигаемся дальше. Сейчас будем играть бокс, охваченный желтой полоской. Играем с восьмого лада, с ноты До. Если в тональности сопровождения будет До-мажор, это значит, что мы играем в До-Ионийском ладу. Он же мажор, как мы его привыкли называть.

Артём
так..

Михаил
Далее начинаем играть бокс, начинающийся на 10-ом ладу. С ноты Ре. Имея Ре в сопровождении, получаем Ре -Дорийский.

Артём
тональность должна быть Ре?

Михаил
Конечно. Иначе мы vr rolex datejust mens 116203stso 36mm automatic получим другой лад.

…С ноты Ми и в сопровождении Ми – Ми — Фригийский…
и далее двигаясь по ступеням – Фа — Лидийский, и Соль — Миксолидийский. Эти последние два – мажоры.

То есть, сдвигая эту аппликатуру в положение определенного бокса с тоникой на 6-ой струне, и играя сопровождение в тональности одноименной с этой тоникой, мы получаем тот или иной лад.

Причем боксы здесь — только для удобства, чтобы мы представляли http://www.valentinoreplica.re/ себе тонику на 6-ой струне, и держались бы в рамках лада. На самом деле можно играть с любого места, нужно только лишь четко представлять себе тонику… Ну и все остальные ступени относительно нее.
универсальная Ам

Артём
то есть просто выучить последовательность, а потом относительно тональности уже играть по всему грифу?

Михаил
Нужно просто выучить эту аппликатурную схему. Она имеет четко прослеживаемую периодизацию.

Артём
ну да, здесь тональность Ля, а если бы была До, то я бы играл тоже самое, только До была в этой схеме как 5-ый лад?

Михаил
Какой лад в До ты хочешь получить, во первых?

Артём
а сколько их всего можно получить? До-минор пусть будет тональность. И относительно нее.

Михаил
Н-да Артем… ))) а как ты сам думаешь?

Артём
:D

Михаил
Я об этом говорил. Всего семь семиступенных ладов. Почему семь? Потому что в каждом ладу семь ступеней. И каждый лад играется от следующей ступени лада. Итого семь. От До можно точно также построить семь ладов.

Артём
дак там же не все минорные

Михаил
Чтобы по этой аппликатурной схеме сыграть До-минор, нужно просто сдвинуть ее с позиции Ля — на пятом ладу шестой струны вверх по грифу на До на 8-ом ладу на шестой струне. Вся сетка сдвигается. «Ползет» по грифу. И играем с любого места по этой сетке и получаем До — Эолийский (он же «минор», как мы привыкли его называть)
И кстати, аппликатура минора и мажора не отличается друг от друга… то что для Ля — минорная, для До — мажорная гамма.

…все относительно)

Артём
Ну, это я знаю) и все таки мозг выносится)

Михаил
От любой ноты можно построить три минорных и три мажорных лада. И еще один никакой) – Локрийский

Чтобы было удобнее — можно перенести тонику, от которой будем строить лад на шестую струну. Тогда, в этой позиции, у каждого лада будет своя аппликатура. Наверное, так легче будет запомнить.

Но если ее расширить в границах — вверх и вниз по грифу, то будет видно, что это одна и та же аппликатурная сетка вверх-вниз ползает, мы ее только с разных мест начинаем играть.

Среди трех миноров – «обычный» (Эолийский минор) — средне минорный. Фригийский — самый минорный, просто махрово-минорный, «темный» как еще говорят. И Дорийский — слегка минорный, «светлый» — он так «торжественно» звучит…

И во время игры, если у тебя есть практика (А ПРАКТИКА ТОЛЬКО В ГОЛОВЕ и нигде больше) запросто можно перейти в той же тональности, но в другой лад. Можно, да только не нужно…

Артём
а вот на примере этой схемы, если мне нужен Ля-Дорийский, это где будет?

Михаил
Берешь бокс, обведенный фиолетовым цветом (начинается на 10-ом ладу) и перетаскиваешь его вместо 10-го на 5-ый лад. Получаешь Ля — дорийский. Вместе с одним боксом «переползает» и вся схема.

универсальная Ам

Я думал ты спросишь — почему не надо прыгать с одного лада на другой?..

Артём
а почему не надо?) я въехал кстати наконец)
только я не понял -  почему именно с 10-го лада на 5-ый будет Ля-дорийский.
я кстати сейчас пробую играть под минус Ля минор – чего-то некрасиво выходит

Михаил
Потому что там аппликатура Дорийского лада с тоникой на 6 струне.
Какой лад играешь — Дорийский?

Артём
Да

Михаил
Не некрасиво, а непривычно. Вот поэтому и не надо скакать с лада на лад.

К ладу нужно привыкнуть. Вообще любую ересь, если ее так сказать оформить циклически, дать ей какую то повторяющуюся схему, можно окрестить ладом. И если ее постоянно играть, сознание к нему привыкнет.

Артём
аа, ну тогда понятно, а то аж по ушам режут ноты некоторые.

Михаил
И для каждого лада своя фразировка нужна, держи Ля как тонику.
Надо почувствовать фразировку. Я, например, с Фригийским ладом быстро освоился.

Артём
это мне какой нужно сдвинуть, на пятый?

Михаил

12-ый сдвигай в 5-ый.
Еще есть характерные гармонические обороты для каждого лада.
Для фригийского -  «испанщина», милое дело.

Артём
хах) надо попробовать…

Михаил
Да, «Дорийский» тон под этот минус режет ухо — эта нота на четвертой струне 4-го лада и 2-ой струне 7-го лада. Но это нота — не опорная. Она проходящая, на ней нельзя делать акценты. Это вопрос фразировки как раз. Есть ноты устойчивые и неустойчивые. «Дорийский» тон тяготеет к разрешению.

Под эту Фригийский лад нормально зашел…

Артём
о, сейчас попробую!

Михаил
Не хочу пугать, но кроме натуральных (или же диатонических) есть и не очень натуральные лады, например условно-диатонические. Я, бывает часто, использую один такой. Это гармонический минор.

Артём
Ну, капец…

Михаил
И еще хроматическая гамма (все по полутонам) и целотоновая — все по целым тонам, без полутонов. Целотоновая  — по моему мнению, и не факт что правильному  — полный отстой). А хроматическая — местами просто палочка- выручалочка.

Артём
я думаю, мне пока и этих за глаза хватит. 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий