Google+

ТВОИ 80-Е. ЧТО МЫ МОЖЕМ ВЗЯТЬ У РОК-ГИТАРИСТОВ ТОЙ ЭПОХИ.

1c1802cb40de05eb1caadd9a7e64acc1

На днях я узнал, что фирма «Kramer» перевыпускает в этом году все свои легендарные палки 80-ых. Эти леопардово-тигровые «клюшки» – в оригинальном дизайне!

Анонс статьи шедеврален, что-то вроде:
«Поливайте лаком свои начесы, натягивайте лосины – 80-е возвращаются!»

Я помню, как прилипал – буквально! – к экрану телевизора во время трансляции того самого концерта Music Peace Festival в Лужниках, в 89.
Старался рассмотреть, как играют, и конечно, что за гитары у них.

И, по-моему, у каждых двух из трех была «клюшка», и почти на каждой клюшке была эта волшебная и неведомая мне до сих пор крупная надпись – Kramer. (А остальные играли на Les Paul :))

Именно эти гитары стали для меня символом той эпохи в роке. Ну и еще немного Jackson (Soloist, RR и т.д.) и Ibanez Jam – хотя они потом не исчезли совсем, просто ужались до скромненькой ниши. Но в то время…

То время. Большое видится на расстоянии.
Я чувствовал это всегда – но сейчас, разглядывая ностальгические фотки веселеньких Kramer-ов, в голове моей сложился паззл:

–  80-е были вершиной развития массового рок-гитаризма. Особенно в отношении игры соло. Вначале – на Западе, а потом, когда лопнул пузырь изоляции – и у нас.

Я написал статью – о духе времени, о том, что произошло  в гитарной игре, об особенностях стиля рок-гитаристов 80-ых.
И о том, чему мы можем у них научиться.

Итак:

стена_2

 

Я боюсь лишний раз вдохнуть.
Нежнейше осматриваю конверт виниловой пластинки.
Whitesnake. Альбом без названия, советский, зато свеженький – 1987 год!
«Still  Of The Night», «Bad Boys», «Give Me All Your Love»…
Действуя с осторожностью нейрохирурга, извлекаю диск и ставлю на свой «Сонет».

И охреневаю!
– Ну ка, кто там гитарист?! – Переворачиваю конверт – Какой-то Джон Сайкс… Никогда не слышал.

 

 

Сайкс

 

Информация за железный занавес пробивалась скудно. Советские «фирмачи», конечно, знали и умели больше. Но рядовые гитаристы-любители до сих пор ориентировались на Пейджа с Блэкмором. Или на Гилмора – если ты эстет.

Но когда пузырь изоляции лопнул –  произошел какой-то взрыв.
Огромное количество групп. И в каждой есть гитарист, играющий как бог. Откуда их столько?

И дело не только в пробитом железном занавесе.
Ровно то же самое было и на Западе – просто у нас еще сработал эффект рухнувшей плотины.

80-е. Эпоха MTV. По «ящику» сотнями крутятся клипы групп, которые теперь почему-то принято презрительно именовать «hair-metal».

Ай-яй-яй!
Это не рок опопсел – это попса сдвинулась к року.
Кто был поп-королем 80-х? – Конечно, Майкл Джексон.

 

Майкл Джексон и Стив Стивенс

 

– Послушайте его песни, например, Dirty Diana – там гитарист Стив Стивенс.
Или Beat It – как там играет Джениффер Баттен! Это рок-гитаристка.
Послушайте Give In To Me – на гитаре там Слэш, комментарии излишни.

Рок и был той самой популярной музыкой.
Американские, британские, западногерманские, шведские пацаны массово клянчили у родителей электрогитары. И, в отсутствие прочих обязанностей, оттачивали мастерство – делали попу плоской, а пальцы быстрыми.

Конкуренция – двигатель прогресса…

А что было чуть раньше?

Мой тесть – меломан. Собиратель винила.
В его машине постоянно звучат записи групп 60-ых – 70-ых. Из Западной и даже Восточной Европы. Я таких групп и вовсе не знаю. Незатейливые песенки. И гитарные соло  в них… как бы подобрать правильное слово… наивные.

Такое впечатления, что пацаны взяли самые вершки из блюза и фолка – минорную и мажорную пентатоники – и радуются, что у них получается хоть что-то играть. Импровизации из четырех нот на десять минут.

Видимо, народу нравилось.

Но на рубеже 60-ых – 70-ых что-то начало меняться. Появился перегруженный звук. Некоторые ребята — посильнее интерпретировали блюзовую манеру. Одни привнесли в нее мелодику европейской музыкальной культуры, другие наоборот – упростили мелодику и гармонию, зато ускорили соло и стали играть громче и агрессивнее.

И так с одной стороны – получилось соло в Hotel California с его размеренным и неторопливым  арпеджированием аккордов. А с другой  – экспрессивное соло в Whole Lotta Love, под один аккорд.

Появились первые супергитаристы – их имена мы знаем…
Однако явление миру виртуозов гитары не было массовым.


А потом 80-е. «Хард-н-хеви» и «металл» всех оттенков и мастей.

И куча гитаристов, выросших словно грибы после дождя – играющих технично и быстро, агрессивно и мелодично. Одновременно.

 

80-е

 

Я не историк рок-культуры и не специалист по стилям.
Но – вне зависимости от стиля – я вижу одни и те же закономерности  в игре соло того периода:

– Блюзовое наследие никуда не делось. Его упростили и «высушили», высвободив таким образом из него «прямую» энергию, нужную для рока.

Тот же Джон Сайкс – по словам самого Дэвида Кавердейла – терпеть не мог блюз. И Дэвиду буквально приходилось заставлять Сайкса добавлять блюзовости в свою игру в некоторых номерах.

–  Итак, блюз выжали. А что же пришло на его место? – Наследие европейской классической музыки. Натуральная минорная гамма и иногда гармонический минор. Вспомните Рэнди Роадса и его классические секвенции в соло.

Апофеоз этого вторжения в рок – неоклассика и её икона. Да, да – Ингви, Великий и Ужасный.

– Соло стали короче и ярче. Возможно, это стало следствием теле-радио поп-формата. Чтобы не развозить песни, как у Zeppelin-ов – на восемь минут.

Если сравнивать с боксом – то раньше гитарист мог «порхать и жалить» со своим соло как Мухаммед Али, несколько раундов.
Но пришли 80-е, теперь и нужно валить соперника парой-тройкой ударов, как Майк Тайсон.

Вот и пришлось вкладываться – выдавать все, что можешь, и как можно быстрее. Плюс еще сама музыка стала энергичнее и агрессивнее. И потому…

–  В ней стало больше трюков.

Гитарный трюк – это игра при помощи приемов, в результате которых не получается музыки с высокой идеей, со сложным эмоциональным зарядом. Единственная его цель – развлечь слушателя, поразить его.
Единственная эмоция – ощущение крутизны гитариста.

Появилась тремоло-система Floyd Rose – и все тут же освоили как минимум, «глубинную бомбу». Как максимум – появился Стив Вай :).

Теппинг не был изобретен Эдди Ван Халеном. Фортепьянная техника на грифе была известна задолго до него. Но он первый сделал из нее рок-трюк. Впрочем, сам и пошел немного дальше.

А массовые рок-гитаристы – как один – начали тыкать в гриф пальцами правой руки.

Я употребляю слово «массовые» без уничижительного оттенка. Здесь смысл один – их было много. И все они играли азартно и профессионально. Джордж Линч,  Вивиан Кэмпбелл, Ричи Самбора, C. С. Де Вилль  … Дейв Сабо, Джои Аллен, Джефф Ла Бар – тут километровый список.

 

Дейв Сабо

 

Из этой среды, среды общего подъема гитарного мастерства 80-ых, вышли и Стив Вай и Джо Сатриани, и Тони Макалпин и Винни Мур – те, кто стали писать инструментальные гитарные рок-альбомы.

А потом все пошло на спад. Спираль дала новый виток, пришел грандж – реинкарнация панка – и уметь хорошо играть на гитаре стало не модно.

Может быть нам и не дано стать такими супергитаристами как Вай и Сатриани.

Но вот что мы с вами – простые смертные – можем взять для себя из арсенала тех, кто просто играл в хэви-группах 80-ых . И играл зажигательно и мелодично:

1. Вертушки.
Да-да. Простейший способ создать эффект «стены звука», показать скоростную игру, создать ощущение виртуозности.

Roll – легкий в освоении и эффектный прием, известный еще со времен царя Гороха. Но рок-гитаристы 80-ых придумали огромное их количество, играли их еще быстрее и с агрессивным звуком. И вертушки стали самым популярным и характерным приемом для всех соло в утяжеленных стилях.

2.  Тремоло.
Тоже легкий прием – левая рука тут движется медленно, вся работа на правой, переменным штрихом.

Берете одну струну, вероятнее всего, первую. Отступаете от верхней тоники на четыре ступени по минорной гамме вниз. И играете тремоло – по четыре удара на ступень, смещая после каждой группы нот позицию на один шаг вверх. 16-ми – если темп высокий, или 32-ми – если вещь медленная.
Дошли до седьмой ступени, отыграли четыре ноты и бенд на тон вверх – к тонике.
Получили характерное завершение соло. В 80-ых так все играли!

3.  Гаммообразные пассажи и секвенции.
Редкое соло 80-ых обходилось без полета по гаммам.

Сыграйте в начале соло короткий восходящий пассаж по минорной гамме – а потом подтяните последнюю ноту, задержите ее, покачайте на вибрато… И получите характерное начало соло из того времени.
Мне на память сразу почему-то пришел Майкл Анждело Батио и начало No Boundaries. Но так многие соло начинались.

Сыграйте неторопливую секвенцию – и соло получит мелодизм в духе европейской классики … и 80-ых. Да-да, Рэнди.

Сыграйте ту же секвенцию быстро и «пилообразно» – вверх и вниз (но не до конца), потом снова вверх (но уже повыше, чем в первый раз) и снова вниз и т.д. Если записать нотами – то такой пассаж будет напоминать зубья пилы.
И будет звучать очень нагнетающе и драматично. А в крайне скоростном исполнении – материализуется Ингви Малмстин :)

4. Теппинг.
Не хватает скорости в вертушках и гаммах? – Не беда.
Одна рука на грифе – хорошо, а две – лучше.
Тут количество извлекаемых в секунду нот делится на две части, и играть гораздо легче. Причем можно доставать правой рукой такие ноты на грифе, какие на левой растяжка не позволит.
И сразу возникает призрак 80-ых.
А если кто-то скажет, что это халтура – смело посылайте к Ван Халену.

Теперь ко всему этому добавить палм-мьют на восходящих пассажах, затяжные ноты на бендах в верху диапазона, ударные флажолеты и душераздирающее поперечное вибрато в духе Закка Уайлда. И «глубинную бомбу» – если есть Floyd Rose.

И все. Вы – готовый рок-гитарист 80-ых!

 

Ван Хален и Крамер

 

***
И вот что я еще заметил недавно.
Девочки стали носить высокие джинсы, на самой талии. Где-то это  я уже видел… Вернее – КОГДА-ТО это я уже видел.

А тут еще и «Kramer» со своими ностальгическими клюшками.

 

крамеры

 

Эх, кто не в лосинах – тот не мужик :)

Мои восьмидесятые.
Твои восьмидесятые – даже если по-честному ты их и не застал.  

Иногда они возвращаются.

 

Белов

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий