Google+

ВЕРТУШКИ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ.

5_vertushek

Огромное количество начинающих (и не только) гитаристов мечтают уметь играть быстро. Это понятно почему – скорость является признаком умелости, «крутизны», и как бы профессионализма исполнителя. Да. Часто слушатели воспринимают это именно так. И даже если объективно, то скоростная, беглая игра – это все-таки некоторая эмоция, одна из исполнительских красок. И конечно, ей нужно владеть. Не стоит только совать везде, куда не попадя, и подменять ею, музыку, как таковую.

Эта статья — логическое продолжение публикации почти годичной давности «НУЖНО ЛИ ЗАУЧИВАТЬ ПАССАЖИ»  Здесь же будет дан ответ на вопрос — «Как БЫСТРО стать «быстрым» гитаристом?».

Чем отличается скоростная игра какого-нибудь виртуозного исполнителя классической музыки, от скоростной игры рок-исполнителя, особенно импровизирующего рок-исполнителя? В первом случае играется виртуозное произведение исполняемое в быстром темпе. Например, у Паганини или Вивальди, да тот же Римский-Корсаков с «полетом шмеля»… но это именно произведение – со всеми сопутствующими – темой, развитием, кульминацией, кодой. Скоростная игра рок-исполнителя – это трюк. Гитарный трюк в нашем случае. И если классический исполнитель демонстрирует истинную виртуозную игру, то рок-гитарист создает впечатление виртуозной игры. И вертушки подходят для этого наилучшим образом.

Что такое «вертушка»? Это обиходное, распространенное название группы циклично повторяющихся нот, короткая фраза, сыгранная подряд несколько раз. Само название – перевод англоязычного термина roll. В классической музыке есть аналог, называемый «остинато». Только там остинато часто используется как лейтмотив темы. В рок-импровизации – напротив, «вертушка» украшает тему, являясь разновидностью орнаментики (Об этом подробнее — в нашем курсе «Мастер фразы»). Другими словами, вертушка – это всегда быстрый пассаж, не несущий никакой иной смысловой и эмоциональной нагрузки, кроме собственно показа скоростной игры. И потому еще – вертушки – это некоторые «искусственные» фразы, построенные больше не на музыкальной, а на логической основе, и приспособленные конкретно к гитаре, к гитарному строю, и к двигательным возможностям работы пальцев и кистей гитариста.
1
Посудите сами. Сколько сил и времени понадобится для заучивания и оттачивания кого-нибудь длинного скоростного пассажа – с гаммаобразным нисходящим-восходящим или волнообразным движением, с межструнными скачками и арпеджио, в котором движения пальцев по аппликатурным моделям не повторяются? И насколько просто будет воспользоваться им при спонтанной импровизации? Ответственно заявляю – не только вставить и исполнить его с начала и до конца, а даже вспомнить его в этот момент вряд ли сможете. К тому же он наверняка «привязан» к какой-то определенной тональности, и в другой тональности его будет трудно играть (например, гораздо ниже или выше по грифу), или там появятся неудобные аппликатуры или он будет подразумевать смену аккордов – не в той последовательности, что будет идти в реальном сопровождении…

И напротив. Вертушка имеет в основе повторяющуюся, однотипную последовательность движения пальцев, так сказать динамический стереотип. Поскольку это циклическая последовательность – только от вас будет зависеть, сколько раз ее повторить (1, 2 3,4 или более раз). Вы сможете закончить этот пассаж тогда, когда будет нужно.
Вспомнить вертушку – этот динамический стереотип – во время исполнения соло не составит никакого труда. Мало того, при соблюдении наших рекомендаций по изучению и отработке, они будут «выстреливать» практически «на автомате».

ПРОДОЛЖЕНИЕ >>    «100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК. БЫСТРЫЙ СПОСОБ СТАТЬ «БЫСТРЫМ» ГИТАРИСТОМ»

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий