ВСЕ ВЕЛИКИЕ ГИТАРИСТЫ УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЭТО…

Steve_Vai

ЧАСТЬ 1
«Ну вот, опять этот Вай на картинке», — наверное скажете Вы, — «Он что, других гитаристов не знает?».  Знаю, братцы, знаю… Но почему-то за последние лет так 25, не уродилось еще никого, кто бы ему стал вровень. Ну нет, ну есть Джон Петруччи (про Сатриани не говорю — они со Стивом вообще сокамерники, тьфу,ты — соратники, конечно.. два сапога пара.. но при всей моей искренней и горячей любви к Сатчу, Вай все- таки немного круче), этот есть.. с ведром на голове, в маске, каске — ласт только не хватает — Бакетхэд! Да много кто есть! Не буду тупо перечислять. Но все они родом оттуда — с конца восьмидесятых, середины девяностых.
Наше время дало, в большинстве своем, два ответвления гитаристов — я не о стилях музыки, а об отношении к гитарной игре.
Первое — прямое наследие панка, а потом и гранджа. Характеризуется полным пренебрежением к гитарной технике. Да, гитара это инструмент для выражения эмоций в музыке. И как каждым инструментом, им нужно уметь пользоваться. Иначе количество доступных эмоций неминуемо сузится до одной. Я иногда сравнивал гитару с костылем, подпоркой, искусственно приделанной к человеку, чтоб он смог себя выразить через музыку не голосом, а как-то еще. Так вот. Электрогитара — не костыль. Учитывая все нюансы, на которая она способна в умелых руках (и с умными мозгами) — это, как минимум, инвалидная коляска :-). Возможно с мотором. Так вот, если продолжать сравнение, то эти «мастера одной эмоции» научились на ней как-то ездить — но только прямо.

Второе ответвление — противоположное первому. Это либо «вундеркинды — з@дроты», которые довели скорость извлечения нот в соло до полного беспредела, либо «ритмовики — затейники», превратившие гитару в изощренный ударный инструмент. Да-да, я имею ввиду и маткор, и джент, и иже с ними. Так вот. Это играют не люди, а роботы. Да, идеальные, математически выверенные, вышколенно звучащие роботы — прекрасные и бездушные. И играют они видимо тоже для роботов — прекрасных и бездушных. Продолжая сравнение с коляской, «вундеркинды» тоже ездят только прямо, зато о-о-очень быстро. А «ритмовики»научились ходить на коляске боком. И причем не просто так, а выстукивая колесами чечетку. И тоже — только таким макаром и передвигаются.

Будет ли в статье конструктивный и практический совет? Или опять нытье в стиле «вот раньше мы играли…»?
Конечно будет. Для этого вернемся к Стиву нашему Ваю.

1. Да, техника. Чумовая техника, в которой есть все — разнообразие приемов игры, скорость, идеальный звук. Но слушается ли она как набор упражнений? — Нет. Это слушается как музыка.
Поэтому, отрабатывая технические приемы, не стоит зацикливаться на них в отрыве от вашей музыкальной идеи. Нет техники ради техники. Есть музыка ради себя и слушателей. Значит, любое новое умение нужно сразу (сейчас использую научное слово, но оно лучше всего отражает суть) интегрировать с вашей музыкальной идеей. Пример — вот заучили вы эффектную секвенцию по всему грифу с теппинговой фразой в конце — так не складывайте ее в пыльную копилку ненужных трюков. Лучше добавьте к ней пару музыкальных тем, и сделайте вещицу. Пусть «в стол». Пусть «для себя». Как пел А. Градский — «Ничто на Земле не проходит бесследно».

2. Да, теория музыки. Вай не совсем роковый гитарист — уж больно сложно у него с гармонией бывает. Но слушается ли это так нагромождение «тухлых» аккордовых наворотов, непонятных и ненужных тому, кто их слушает? — Нет. Тут то же самое, что и техникой. Учить теорию, знать ее и пользоваться знанием — не одно и то же. Сколько раз за собой замечал — вдруг (вариант — «внезапно») последовательность из трех странных аккордов… раньше не играл такого, интересно звучит… а как же там дальше? А дальше — никак. Хочется как-то развить, а умения не хватает. В результате заканчивается пошлятиной в виде — «а теперь доминанта, субдоминанта… и аллес махен — тоника». Теория — такой же инструмент, как и техника. В отрыве от музыки — она бессмысленна. Начните сочинять что-нибудь — то что раньше никогда не делали, без готовых рецептов. А потом, получив задачу, найдите решение. А теория — в помощь. Так и с натуральными ладами — ну помните, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и т.д. Бессмысленно просто запомнить все аппликатуры по всему грифу во всех тональностях. Вай не запоминает их — он в них играет. Конкретно, для того чтобы получить особый оттенок для мелодии. (Ну и его кореш Сатч — тоже. Он вообще «герой труда» в этой категории). Только не так — «Что то давненько я в миксолидиском ладу не херачил, давай-ка сбацаю что-нибудь». Скорее так: «Настроение у меня сегодня что-то светлое и немного грустное.. вот какая мелодия получается. Так, что это у нас выходит.. хм… тоника здесь, аппликатура — вот такая… Ясно — это дорийский лад».

3. Эмоции — это наше все. «Ну вот, опять — кто о чем, а голый о бане…» А как вы хотели? Ради чего вся эта музыка играется? Ради децибел? Давайте тогда пневмокомпрессор послушаем, а еще лучше авиационный двигатель.
Чему мы здесь можем научиться у Вая? — Да вы посмотрите на его лицо во время выступления? Просто посмотрите на концертные фотографии, или вглядитесь в видео. Там все есть! Он что, специально гримасничает? По совместительству клоуном тут, публику развлекает? А может быть берет уроки у Джима Керри? Нет. Это именно то, что у него внутри. Это его настоящие эмоции так прорываются наружу, что одной только гитары ему маловато — как вода разрывает плотину.
Сразу вспомнил «When The Levee Breaks» Led Zeppelin.
Вот кстати, мой обожаемый Джимми Пейдж.

jimmy_page_emotion
Человек-гора, матерый человечище, глыба — и к глубокому сожалению, уже памятник — сам себе.

У него три основных эмоции — легкая улыбка, отрешенная грусть, и «крутизна» — челюсть с губами вперед, когда он становится похож на Виктора Цоя (А может наоборот? Джимми задолго до Цоя   так делал…). Нда. Не самая лучшая его фотка, конечно, здесь.

Ну, да, ладно — три эмоции это все же не одна. А может, я просто такой не наблюдательный.

В его музыке все есть. И что то такое, что и словами не передашь. В этом они с Ваем похожи.

Эмоции — вещь тонкая. Наверное, нужно быть на самом деле очень чувствующим, даже где-то даже ранимым человеком. «С ободранным, оголенным сердцем».

Нужно «прожить» каждую ноту, прежде чем сыграть ее.
И конечно, быть в состоянии это передать не только через лицо, но и через гитару. А значит снова — техника, фразировка, нюансировка… вот-вот доберусь до любимой темы — импровизации, и обосную к чему тут она.
Вы знаете, хотел простую короткую и практичную статейку навалять, с парой практических советов. А снова выхожу на философское эссэ))
Время у нас такое сейчас — не располагает к долгому чтению. А значит придется продолжить в следующий раз. И там, как водится, будет главное.

А пока скажу одно. Чтобы стать  - нет даже не великим гитаристом, а просто хорошим музыкантом — не нужно снимать играть чье-то соло в ноль. Вернее, не обязательно так делать. Вы получите эффект «ЧТО», а не «КАК». То есть, воспользуетесь готовым результатом, не поняв его первоисточники и причины. А значит, не сможете самостоятельно это применить к самому себе. Только еще и еще раз переигрывать по уже готовым закорючкам.
А Вай…   А Стив Вай — источник. И Он пока недосягаем.  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Steve-Vai-Ibanez

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий