ОРНАМЕНТИКА — КАК ТРЮК ПРЕВРАТИТЬ В УКРАШЕНИЕ МЕЛОДИИ. ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР.

adajio

Сегодня я предлагаю рассмотреть процесс импровизации немного с другой точки зрения.

Как мы думали о ней раньше? Это некий набор нот, играемых в тональности сопровождения, среди которых выделяются «сильные» (они же устойчивые, аккордовые ноты). Выделяются они длительностью звучания. При этом мы не рассматривали ни их, так сказать, место  »физического нахождения», ни значимость для мелодии.

То есть, импровизация — это некоторые «сильные» ноты — как мы раньше говорили «скелет» — пространство между которыми заполнено «слабыми», неустойчивыми нотами, создающими тяготения.
При таком подходе (который также имеет место быть) импровизация превращается в хаотическое «звукоизвержение», последовательность аккордовых тонов, перемежаемых быстрыми (или не очень быстрыми) пассажами. Вертушками, трелями, одним словом, гитарными трюками.

Это может звучать даже круто. Но не запоминается. Ничего кроме этого «круто» в памяти не остается… Ну-ка, давай-ка попробуем напеть это «круто»… Получается? То-то!

Давайте сделаем по-другому. Давайте на последовательность аккордовых тонов посмотрим как на мелодию.  На что- то имеющее законченную мысль, структуру, развитие. На то, что можно напеть.

Один простой мотив в плане музыкальной ценности в разы ценнее чем килотонна несвязной «крутизны».

Во что же тогда превращаются трюки между нотами мелодии? Или они совсем не нужны?

Как сказать… Иногда и не нужны. Сейчас будет видеопример. А вы для себя сами решите — какой из двух вариантов вам больше нравится.

Итак, трюки превратились в украшение мелодии.
Орнаментика. В данном случае я играл гаммообразные пассажи в гармоническом миноре. Пара слов о том, что это такое:
Гармонический минор — это не натуральный лад. Он образован из натурального минора, в котором последняя ступень — седьмая — повышена на полутон. И полностью совпадает с седьмой ступенью натурального мажора.

Несмотря на это, гармонический минор еще более «минорный» чем натуральный. Седьмая ступень, которая находится ближе на полутон к тонике лада, создает гораздо большее тяготение к ней. (Тут как в жизни — нам нравятся фотомодели, но тянемся к тем, кто поближе — не так ли? )). И потому создается такая страстность в мелодии…

Гармонический минор очень распространен в классической музыке, в жанре неоклассического рока, романсах всяких, и попсе.
Важное замечание. В одном произведении (песне, инструментале) вполне возможно использовать оба одноименных минора — и натуральный, и гармонический.

Ну и напоследок. Вот он.

garmonichesky_minor_700
В примере, который я играл выше — тональность Gm.

Схема 1.1
Следовательно тоника на шестой струне будет на третьем ладу.

В качестве задания — попробуйте самостоятельно «снять на слух» то, что я сыграл, «раскрасить» орнаментикой, состоящей из гаммообразных пассажей по гармоническому минору.

И в будущем думать об импровизации не как о хаотическом наборе аккордовых тонов, перемежаемых гитарными трюками, а именно как о мелодии. Пусть даже и без всяких трюков…  Пардон, орнаментики

ПОДРОБНЕЕ

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий