
Я много лет изучал и занимался двумя вещами:
1. Сочинением и импровизацией гитарных соло.
2. Сочинением и написанием историй.
И обнаружил что между этими двумя вещами масса общего!
Причем, если я раньше переносил опыт историй в соло, то сейчас пошел обратный процесс!
Но эта статья – именно для гитаристов.
Сколько гитарных соло пропадает, потому что в них нет структуры, нет драматургии!
Я решил объединить свой опыт – и показать в чем сходство и различие гитарных и текстовых историй.
Используйте его – и сыграйте свою захватывающую гитарную историю!
Итак:
«В некотором царстве, в дремучем лесном государстве… »
– Нет!
Вот так
Всё – не то, чем кажется с первого взгляда.
Когда мы рассказываем историю – на самом деле мы показываем фильм.
А когда мы играем соло – то на самом деле мы рассказываем историю.
Поэтому, когда мы сочиняем соло, мы – пишем сценарий к фильму.
Мне близко рок-соло. И оттого жанр этого сценария – «экшн».
Сразу несколько очень важных моментов.
1. Любая история – это Путь Героя.
Это о том, как вначале он жил-не тужил (или, по крайней мере, его на тот момент все устраивало), а потом случилось Нечто, что вывело его из равновесия.
И вот он начинает свой путь – либо чтобы достигнуть внезапно возникнувшей Цели. Либо чтобы побороть кого-то (чего-то) – чтобы вернуться к тому, как хорошо было раньше. Ну, или чтобы стало еще лучше.
Действует, борется, побеждает или проигрывает – и в конце что-то понимает, меняется внутренне. А бывает даже и физически – если ему, например, что-то по дороге отрежут.
Это – классическая трехчастная структура истории:
Завязка, Кульминация, Развязка.
На деле она может быть сложнее, и начинаться не с того – но об этом позже.
Так вот. Путь Героя сопровождается его эмоциональными изменениями.
Не может наш Герой быть одинаково крутым и в разборках с врагами, и поедая картошку. Вместе с событиями Герой движется по эмоциональной шкале.
И вот здесь принципиальное отличие текстовой истории от музыкальной.
В тексте мы показываем эмоциональное состояние героя через действие. Есть такой принцип – «показывай, а не рассказывай» (Show, don’t tell).
Фактически – через эмоционально окрашенные глаголы:
– Рванулся к (телефону, двери, ружью…); задохнулся от (гнева…) рассыпался в (извинениях, комплиментах…); ухмыльнулся от (мысли о…) и т.д.
Но музыка и есть непосредственная передача эмоций.
Соответственно, играя соло – то есть музыку – мы передаем эмоции, которые сопровождают действие героя, вызванное какими-то событиями.
Соло имеет под собой глубинную историю.
Но «наружу», слушателю – передается не сама история, а ее эмоциональная шкала.
Вот это и есть наша задача при сочинении или импровизации соло – выстроить и передать эту шкалу эмоций нашей игрой.
Какими средствами, на практике? – Об этом как раз вся эта статья.
2. Есть большая разница между соло как цельной инструментальной вещью, и соло в составе песни.
В первом случае – это полный сценарий фильма, вся история.
Во втором случае – только одна сцена из него.
В цельной инструментальной вещи история гораздо богаче.
В ней может быть экспозиция – представление нашего героя и исходных обстоятельств. Естественно, выражается в эмоциональной шкале – вот он спокоен, или весел, или не уверен в чем-то…
Это может быть главная тема соло – то, что называют музыкальной идеей мелодии.
В таком соло может быть инициирующее событие – то, что приводит к изменению эмоционального состояния героя и к следующей части соло.
Это может быть одиночная нота, особенная фраза или рифф, музыкальный акцент – чаще всего отличающийся и по ритмике и по динамике и по диапазону.
Например, аккордовый акцент, как бы разрезающий соло на две части – до и после. На память приходит Дэвид Гилмор с его длинными многочастными соло.
В таком соло может быть противник нашего героя – которого в письменных историях принято называть антагонистом. В музыке – это побочная тема.
В финале такого соло будет развязка – герой или погиб (эмоционально), или победил и торжествующе пляшет на костях врагов.
В соло внутри песни все проще
Сама песня – в ней и экспозиция, и причина действий героя (инициирующее событие). И развязка.
А соло в песне – это чаще всего самая эмоционально окрашенная часть.
В нем герой уже вышел на большую дорогу, встретил врага и схватился с ним или дошел до препятствия и преодолевает его.
Такое соло может быть кульминацией всей истории, или подготовкой к кульминации.
В последнем случае оно переводит всю вещь на новый эмоциональный уровень по шкале.
Пример – соло Пейджа в Stairway To Heaven.
До него песня шла пасторально-спокойно. Соло разогнало ее, разогрело эмоции – и Плант возопил. Пошла кульминация песни.
Такое соло – как мостик между эмоциями. Оно идет по нарастающей.
Его части – и практическое их исполнение – мы тоже рассмотрим ниже.
3. Соло – это все-таки мелодия.
Особенно – соло в лирической рок-песне.
Мы так выражаем характер нашего героя. В лирической песне, конечно, тоже есть движение по эмоциональной шкале. Но здесь акцент смещается – с «экшн»» на чувства.
В словесной истории есть несколько сложившихся принципов сюжетов (по классификации Р. Макки).
История (соло), в энергичных песнях – более соответствует т.н. Архисюжету.
Это самый классический тип сюжета, описанный выше. Путь героя – реальный путь, борьба с внешним врагом или обстоятельствами: пошел-увидел-поборолся-победил/проиграл.
История (соло) в лирических песнях – более соответствует т.н Минисюжету
Здесь герой чаще всего никуда не ходит. Или ходит – но не по тому делу, которое его по-настоящему волнует.
Вся борьба, весь сюжет с накалом эмоций – происходит внутри самого Героя.
Да, это такой специфичный Путь, где герой внешне ничего не делает, а сидит и сомневается:
– «Любит-не любит, плюнет-поцелует, к сердцу прижмет-к черту пошлет…»
И тут же:
– «Как так к черту пошлет?! Ну-ка – дайте ножик, дайте вилку! Я пойду – зарежу милку!».
Потом одумался и начал страдать по новой, уже сильнее. Ибо осознал, что зарезать – не вариант.
И вот тут нам позарез как раз нужна мелодия! Выражающая это страдание героя.
А борьбу – неважно внутреннюю или реальную – изобразить можно и без нее. Причем нет принципиальной разницы – рок-боевик это или лирика.
Что навскидку приходит в голову? – Да хотя бы «Ностальгия» у Черного Кофе.
В энергичных песнях тоже нужна хотя бы какая-то музыкальная тема.
Так Ваше соло будет отличаться от миллиона других, не обремененных индивидуальностью.
Подытоживая эту вводную часть:
– Соло нельзя рассматривать в отрыве от глубинной истории Героя.
– Мы играем эмоциональную шкалу этой истории.
– При этом нельзя играть его как набор отдельных фраз: «Фраза – эмоция №1; Фраза – эмоция №2; Фраза – эмоция №3…» и т.д.
Так наше соло будет похожи на фильмы, состоящие из набора гэгов, где нет связной истории. На мой взгляд, такие фильмы – тошнотворны.
Ффуххх!
Добрались до практической части! :)
И начнем мы сразу со сложного – с соло, как отдельной инструментальной вещи.
Поехали.
1. Экспозиция (setting) – представление публике героя и исходных обстоятельств.
Естественно, словами мы ничего рассказать не можем. Но мы играем то, что он чувствует.
Джо Сатриани советует: «Не выдавайте сразу свою историю, покажите интригу. Не играйте тонику в самом начале».
Вот тут подходит какая-нибудь загадочная или задумчивая фраза, завершающаяся неустойчивой ступенью в гамме того аккорда, под которым мы играем.
Например, 6-ая ступень минора создает ощущение одиночества и острой тоски.
2-ая (ее также часто именуют 9-ой) ступень – что-то странное, ожидание, незавершенность, по большому счету неудовлетворенность чем-то.
Можно попробовать акцентировать 4-ую ступень или 7-ую. Даже 3-ю – хотя она и считается устойчивой нотой, но из трех аккордовых тонов – она самая неустойчивая.
Там мы постепенно втягиваем слушателя в нашу историю – создаем у него ожидание развития.
Если наш герой – активный деятель, и вскоре наворотит бед, то начало может быть другим.
Например – сходу гаммообразный пассаж с высокой длительной нотой в конце.
Так мы резко хватаем слушателя за шкирку и тащим к нашему беспокойному герою. Слушатель сразу понимает – сейчас что-то будет…
Пример – начало в No Boundaries (самой вещи с таким названием, не альбоме) Майкла Анджело Батио.
И далее он разгоняется.
Вот важный момент о способах передачи эмоций в музыке – на этом примере.
В устной речи, когда мы говорим эмоционально, часто используется термин «разговор на повышенных тонах».
И действительно – повышение тона трактуется как повышение градуса эмоциональной шкалы. Повышение напряжения.
Таким образом, когда мы резко пробегаем по гамме снизу вверх и заостряем внимание слушателя на верхней ноте – это взрыв эмоций. Сходу в карьер.
Гамма, то есть движение по ней снизу-вверх – тоже имеет значение.
Так мы показываем нарастание эмоции, хотя и быстрое.
А если мы сходу ткнем в верхнюю ноту, получится – «Какая муха его укусила, что он так взбесился?». Эта душераздирающая (сигнальная) нота понадобится нам позже…
Верхняя нота в конце восходящего пассажа тут может быть даже и тоникой – как у Батио. Или 5-ой ступенью – что мне нравится больше. (Это уже личные предпочтения, мне так-то 6-ая минорная вставляет больше всего)
Похожий прием, но берущий начало из другой концепции.
В детстве я часто читал книги с середины – там уже «экшн». И когда захватит – отлистывал к началу, чтобы понять с чего так получилось.
Видимо, не я один так делал, потому что есть прием, который так и называется «Начало с середины».
В соло это означает, что мы сразу же играем очень эмоциональный момент – «картинку из будущего» – там, где уже борьба (Трэш, угар и содомия © Сергей «Паук» Троицкий).
Только этим нельзя увлекаться – кусочек должен быть коротким. Иначе Вы сразу выбросите все козыри, и потом удивить слушателя будет нечем.
И только после успокаиваемся и переходим к началу – к экспозиции.
Что тут играть?
Снова параллель со словесной историей.
Когда наш герой действует в пылу эмоций – повествование ускоряется и уплотняется. Накал передается минимальным количеством описаний и деталей, и максимальным количеством глаголов действия.
В музыке уплотнение действия – это скоростные пассажи.
При этом они сочетаются с повышением градуса по эмоциональной шкале, что характеризуется общим направлением по диапазону вверх.
Мы берем особо эффектный скоростной пассаж – вертушку, быструю секвенцию, пилообразный-гаммообразный пассаж или теппинговую фразу и некоторое время двигаемся с ним вверх. И тут все обрывается и начинается отложенное начало истории.
Пример. Тут немножко утрированный – сейчас поймете почему.
Ингви Малмстин, Black Star. Если брать без этого долгого акустического вступления, которое по сути можно считать даже не интро, а отдельным произведением.
В ЭТОМ КОНЦЕРТНОМ ВИДЕО соло на электрогитаре он начинает как раз с одиночной душераздирающей ноты вверху диапазона…
Ну ладно, так и быть, скажу – это эмоциональное соответствие инициирующему событию – с чего начинается борьба героя.
И далее он сходу поливает от души. Вот это – середина истории!
И сразу понятно, почему пример – утрированный. Это Ингви, он по другому не можетJ. А козырей у него ооочень много…
И только после этого показа начинается главная тема соло – начало истории, рассказ о герое.
Еще один вариант начала.
Наш герой – активный, деятельный, не склонный долго рассуждать.
Но он еще не ринулся в бой, а просто приготовился. Как тигр к прыжку. Весь сжат, как пружина.
Экшна у такого героя долго ждать не придется, а для передачи его состояния в самом начале годится особо яркая фраза в среднем темпе.
Например, блюзовая фраза. Или Ваша любимая фирменная фраза, «бренд». Тут Вы не торопитесь со скоростью, зато играете сразу же экспрессивно, с бендами-вибрато.
За ней следует «фраза-ответ» – или похожая на первую фразу, лишь слегка измененная, или напротив – не похожая, но логически продолжающая ее.
Каждая следующий заход пары «вопрос-ответ» повышает напряжение.
Герой как бы накачивает себя – «вот сейчас, сейчас».
– Видели, как новозеландцы показывают хаку? Вначале они выскакивают, становятся и потом некоторое время надувают щеки, высовывают языки до пупа, таращат глаза… Разогрелись и понеслась – Ringa Pak-k-k-i-a-a-a-a! Хлобысь!
Вот так же.
Аналог в письменной истории – короткая цепочка простых событий:
«Что-то хреново все. Блин, еще хреновее. Еще! Еще?! – Да я тут щас все разломаю-ю-ю!!!»
Кстати, блюзовая фраза в начале соло – задает канву. В каких системах координат Ваше соло следует воспринимать, – «Ага. Будет блюз, или что-то вроде его. Ок».
2. Инициирующее происшествие.
Это что-то очень короткое.
Само событие мы можем не описывать – вернее мы не можем его описать, как было бы при употреблении слов.
Но!
Мы можем и должны сыграть реакцию на него, его эмоциональную оценку.
Поскольку это переломный момент – в музыке нужно что-то в корне отличающееся от предыдущего состояния, взрывное, привлекающее внимание.
Не такое, что мы только что играли:
– Аккордовый акцент;
– «Дикая» затяжная нота на верху, или короткая последовательность таких нот (чаще – по восходящей, чтобы повысить напряжение);
– Короткий быстрый пассаж (run – пробежка), без затяжных нот в конце;
– Нисходящий слайд по басовой струне «в никуда» или «глубинная бомба» – если есть Floyd Rose (словами было бы – «и тут у меня сердце в пятки опустилось»);
– Ударный медиаторный флажолет (свист, pitch) – особенно хорошо работает из затакта;
– Или вообще короткая остановка соло.
3. Борьба – действие героя, «Экшн».
Вот тут без скорости не обойтись.
Годится все, что было сказано выше про уплотнение действия:
– Вертушки;
– Гаммообразные пассажи, секвенции, runs;
– Скоростные арпеджио (если они есть в Вашем лексиконе);
– Теппинговые фразы;
Борьба – в любой истории – не может идти с одинаковым успехом. Герой то берет верх, то уступает. И при этом он находится на эмоциональных качелях – вверх-вниз, быстрее-медленнее.
Вот так это и передаем в соло. Мы то идем вверх, то откатываемся вниз, ускоряемся и немного замедляемся (герой слегка успокаивается перед новой серией схватки).
Но общее преобладающее направление движение все-таки вверх по диапазону. К кульминации.
Примеры. Любое пилилово :) Нет, лучше не любое – если брать примеры, то у мастеров. Стив Вай, For The Love Of God, средняя часть.
Где взять скоростной лексикон, если у Вас этого нет –
курс А. Никонова «Пилорама 80-ых. Скоростной арсенал рок-гитариста»
4. Кульминация.
Это – результат борьбы, которая только что происходила.
Он может быть болезненным или радостным.
Но что важно – эмоционально он отличается от предыдущей части, от экшна.
Как правило, это момент высшего подъема эмоций.
И потому мы тоже играем их наверху.
– На вершине горы, потому как скатиться в яму, если герой проиграл – мы еще успеем.
И это состояние отлично передают т.н. «кричащие пассажи» в верху диапазона.
Ими был знаменит тот же Джимми Пейдж.
Вот мое видео на эту тему – про использование этого пассажа в качестве кричащего смотреть с 5:36
И еще одно. О применении там – с 4:45
5. Движение к развязке
Это – или переосмысление героем своих ценностей, или «поминки» по нему.
Действие замедляется, эмоции идут по шкале вниз.
Здесь имеет смысл повторить главную тему.
Но немного изменить – сыграть вариации на нее.
Если мы предполагаем, что герой наш победил – то играть более бодро, с большим количеством нот, орнаментики, в разных частях диапазона.
Хорошо добавить приемов нюансировки – включить более широкие бенды и вибрато, заменить бендами некоторые ноты из начальной темы соло (вернее, сыграть их бендами – там, где в начале их не было).
Можно эти фразы изменить, поменяв ритмику – то есть длительности нот. Но не увлекаться – смена ритмики, даже при абсолютно тех же нотах – может изменить фразу до полной неузнаваемости!
Если наш герой «проиграл».
Тут играем уже скупее – наоборот, исключая подвижность. Не менять часто диапазон – несколько медитативно. Можно сыграть печальнее, включить орнаментику, но одного плана – полутоновые небыстрые трели. Они создают
т. н. «плачущие интонации».
Могут быть широкие бенды, и тоже медленные. Типа «бенд-релиз – бенд-релиз».
Вибрато – тоже замедляется, становится глубже и драматичнее.
Это – воспоминание о нашем герое, о его планах и надеждах – которые «увы и ах»…
Общая тенденция – к замедлению скорости и понижению диапазона.
6. Развязка.
Это конец действия. Герой – или с новым результатом своей победы.
Или у него все плохо.
Результат победы может и окрылить и успокоить.
В первом случае играем завершение соло в верху диапазона. Но не «крича», а оптимистично – например, короткой размеренной фразой, размеренным движением по ступеням гаммы вверх.
И – после этого – завершающей одиночной нотой. Важно, чтобы она не звучала нервно и напряженно. Никаких дерганных быстрых вибрато.
И лучше перед завершающей нотой сделать маленькую паузу, чтобы дополнительно выделить ее.
В музыкальном отношении – это разрешение. И логично сделать его в тонику.
Во втором случае, если герой успокоился.
Тоже самое, но сдвигаемся вниз по диапазону.
Перед завершающей нотой – нижней тоникой – можно сделать ровный слайд по басовой струне, от верхней ноты – к нижней.
Если герой проиграл.
Движение вниз. Упокоился, одним словом. Нижний диапазон можно даже подчеркнуть аккордом тоники на басовых струнах – паверкордом.
*****
Соло внутри песни.
Тут важнее всего понимать – между чем оно находится, где оно в общей структуре песни, нужно ли при его помощи поднимать эмоциональный градус или нет.
Самый распространенный вариант – воспроизвести драматургию соло из полностью инструментальной вещи, но «вырезав» структуру из ее середины.
То есть:
– Начать с инициирующего происшествия (привлечь внимание)
– Далее сразу идет часть «Экшн» — скоростная игра
– Кульминация – кричащие пассажи
Это минимальная структура.
Конечно, можно ее расширить, захватив немного «по краям». И даже введя главную мелодическую тему – либо до экшна, либо после кульминации.
Пример последнего – соло Слэша в November Rain Ганзов, где он играет повторяющуюся мелодическую тему после скоростной части.
Но в любом случае долго думать-размышлять у героя уже не получится. Действовать надо!
Здесь центральное место занимает «экшн»» – скоростная часть, трюковое соло. И кульминация.
Лайфхаки:
– Можно начать с повторения мелодии последней фразы вокалиста (естественно, на «гитарный манер» украсив ее). Либо просто продолжить, взятую им последнюю ноту – чтобы голос как бы плавно перешел в гитару. Очень классный эффект, особенно если вокалист круто поет.
– Если «градус композиции» после соло повышается (как в «Лестнице в небеса»), то соло остается без разрешения – на «верхней точке», что потом «подхватывается» другими инструментами и вокалистом.
Вы с вокалистом тут вообще – близнецы-братья. Две ипостаси одного и того же Героя. Представляете его по очереди.
И вот что еще важно.
Как ни важна скорость и скоростная часть – нельзя забывать о паузах между фразами.
Как в тексте мы разделяем слова пробелом, предложения – точками, а смысловые куски – абзацами, в соло нужен тот же «воздух»!
В этом текстовая история и музыкальная – едины.
И напоследок еще раз о скоростной краске:
Курс А. Никонова «Пилорама 80-ых. Скоростной арсенал рок-гитариста»
» » » Welcome, пока акция не закончилась.