
Как гитарную дуэль превратить в мощный инструмент развития импровизации.
ПРОДОЛЖЕНИЕ. В НАЧАЛО >>>
* * * * *
«Бросаю Вам перчатку, fuckin` сударь!»
— Какая у Вас первая ассоциация со словом «Дуэль»?
У меня — вот сразу! — Пушкин. Александр Сергеевич.
«Урыли честного жигана
И форшманули пацана.
Маслина в пузо из нагана,
Макитра набок — и хана!»
Ой-ё-ей! Куда это меня понесло?!
Конечно:
«Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..»
Лермонтов, блин — а не Фима Жиганец!
Кстати. И Лермонтов туда же. Поникнул гордой головой при подобных же обстоятельствах.
Дуэль — вещь такая. Её как угодно благородно можно обставить — зашитой чести, благородными правилами-ритуалами…
— Но сути-то не меняет!
«Должен остаться только один!».
И гитарист, будучи на дуэли — хотя и гитарной — настроен точно так же.
Урыть. Раздавить. Уничтожить.
Гитаристы и без дуэлей очень любят меряться своими «пи-пи».
А на них — не то, что гитаристы — даже гитаристКИ меряются!
— Что Вам пришло бы в голову, если перед Вами такая задача?
Конечно — нужно сыграть что-то, что оппонент не сможет повторить! Задавить его техникой, скоростью. Навалом.
И потому-то мы видим в подобных случаях либо виртуозные заготовки, либо бессмысленное и беспощадное пилилово «от балды».
— Где тут место для новых идей, для свободы, для импровизации?
— Возможно ли в такой ситуации вообще что-то достойное скреативить?
Бывает, что кого-то стресс заставляет сделать невозможное.
Но по большей части — это заготовки, трюки. И они очень мало имеет общего с музыкой.
Подобное гитарное «общение» может быть полезно в одном случае — в качестве воспитания стрессоустойчивости. На сцене может пригодиться.
Но совершенно сомнительно (и даже вредно!) в качестве развития как музыканта, как импровизатора.
Так почему же считается, что гитарная дуэль — один из лучших методов развития импровизационных навыков? Нет ли тут какой ошибки?
— Есть.
На мой взгляд, произошла подмена понятий.
Там, где говорится о гитарной дуэли, нужно иметь в виду не её.
А — гитарный Диалог. Это другой тип взаимодействия.
Сравним?
Дуэль — это Сражение.
Цель гитарного высказывания в нем – подавить, сломить соперника, заставить признать свое поражение.
Диалог — это Обмен.
Цель подачи гитарной идеи – дать что-то, чтобы получить обратно.
Дуэль — сыгранная оппонентом фраза бьет В Тебя.
Диалог — сыгранная партнером фраза вытаскивает ИЗ Тебя
Вот тут, именно в Диалоге, и рождаются новые идеи. И происходит рост навыков.
Причина — в психологическом комфорте.
В отсутствии давления, в духе сотрудничества, в помощи.
В подбрасывании идей друг другу.
Так мы действительно можем сделать все, о чем говорилось в предыдущей статье:
— Присоединиться к чужой фразе.
— Развить её.
— Или опровергнуть и предложить свою альтернативу.
В такой атмосфере, в таких условиях может появиться действительно стоящая музыка.
К сожалению, я не нашел полностью гитарной записи, но вот эта вещица — отличная иллюстрация музыки в форме диалога.
Конечно, это не импровизация, а заранее написанная вещь, но:
Во-первых — в ней можно найти все указанные выше принципы.
Во-вторых, я видел концертные версии. И там саксофонистка — Кэнди Далфер — часто играет по-другому. Она — импровизирует!
Кстати, о диалоге между разными инструментами.
— Ценнейшая вещь для импровизации!
Помните, я писал, что «у вокалиста в горле нет никаких аппликатур. Он не связан ни гаммами, ни привычными отработанными фразами».
А гитаристы — напротив, часто «играют от аппликатуры, которую диктует гитара, от довольно стандартного набора фраз».
Подобная штука у исполнителей на других инструментах. Они по-другому мелодически мыслят.
Вы можете сильно обогатить свою фразировку и мелодику, поиграв в таком режиме с музыкантом «не-гитаристом». Разбить свои штампы и набраться новых идей. Научиться отвечать на эти «не гитарные» идеи и развивать их.
Подобная же штука может получиться, если Вы находитесь в диалоге с гитаристом, который играет максимально не похоже на Вас.
И еще два секрета диалога:
— Для Вашего развития лучше работать «вторым номером» — на ответах.
— Собеседник должен быть не только не похожим на Вас по манере игры. Его класс должен быть выше Вашего. Ему придется несладко на «первом номере» — нужно постоянно закидывать новые идеи.
Подобная практика быстро поднимет Ваш уровень.
Вы сами удивитесь — на сколько!
И все дело — в комфортном режиме такой практики:
- Играть придется в два раза меньше, чем если бы Вы играли в одиночку — будете успевать отдохнуть и перезарядиться.
- Вам будут подбрасывать идеи. Это еще больше разгрузит Вашу фантазию. Вы будете успевать соображать и играть осмысленно и музыкально.
- Если при этом будет доброжелательная, дружеская атмосфера — Вы ощутите больше свободы и легкости. А Ваши навыки будут расти гораздо быстрее.
Конечно, при условии, когда такая практика случается не раз в два года, а на постоянной основе. Регулярно.
В-общем, ребята — не надо стреляться!
Лучше просто поговорить.
Но только — с кем? Где найти такого достойного гитарного собеседника?
- Это действительно может быть проблемой.
— Об этом в следующий раз. >>> НА ПРОДОЛЖЕНИЕ