ИМПРОВИЗАЦИЯ НА ОДНОЙ СТРУНЕ. ЧАСТЬ 1.

2015-06-02 15-17-34 Скриншот экрана

В одном из своих видео я говорил и показывал – как  быстро запомнить боксы на грифе гитары, чем они отличаются от позиций, ладов и гамм, и как их использовать. А также сказал о том, что с одной стороны боксы дают нам возможность быстро научиться ориентироваться на грифе и напридумывать на их основе кучу играбельных пассажей для импровизации. И это правда. Но у этой правды есть и обратная сторона.
Однообразие в игре. Штампы. Поначалу игра в боксах очень радует – получается живенько, «в кассу» и так далее. Но уже скоро начинаешь замечать, что все чаще и чаще используешь одни и те же пассажи – которые когда-то придумались, которые хорошо получаются… Кого-то может и устраивает такой беспроигрышный вариант, но настоящего импровизатора – никогда.

Что делать? Один из способов разнообразить свою игру – игра на одной струне.  

По сути, это разновидность игры с искусственным ограничением, которая, как я неоднократно здесь писал ранее является мощнейшим средством для развития импровизации.

Что мы обычно думаем про игру на одной струне? Мы вспоминаем, как в детстве играли «В траве сидел кузнечик», и думаем, мол "это непрофессионально", "…так только лохи играют" и так далее…
 

Так вот. Игра на одной струне не только ломает стереотипы и приносит свежесть. Она – загибаем пальцы – заставляет нас лучше знать гриф гитары и ориентироваться на нем, улучшает фразировку, развивает мелодичность, развивает технику игры (да-да!) плюс характерные приемы именно для одной струны  - слайд, теппинг, дает нам новое аппликатурное мышление и учит нас по-настоящему тонко управлять самой струной и звуком, ею издаваемой.

Как вам? По-моему немало для того, чтобы обратить на одну струну внимание.
А начнем мы с того, как вообще можно на ней играть. Вот принцип. После того, как мы определили тональность произведения – соответствующее видео, как это сделать прямо на ходу есть на моем канале, кстати, не забудьте подписаться на него, если еще не подписаны -  нам нужно кроме тоники, найти все ступени гаммы на одной струне.

В предыдущей минусовке тональность была Соль-минор. Я выбрал для своей импровизации третью струну. Струну Соль. Кстати, еще одно заблуждение, что играть можно только если тональность совпадает с  нотой на открытой струне. Тогда было бы, что можно играть только в Ми, Си, Соль, Ре и Ля. А в До, а в Си-бемоль? Нельзя что ли? Это ерунда! На любой струне можно играть в любой тональности.

Вопрос только в том, можно ли будет использовать открытую струну, будет ли эта нота входить, как одна из ступеней в гамму для импровизации – заметьте, не как тоника, а вообще, как одна из ступеней. Почему же тогда я выбрал струну Соль? Просто мне нравится играть именно на ней – она средняя по регистру, можно брать и достаточно высокие, и достаточно низкие для соло ноты. Кроме того, она как бы «мягкая» по сравнению с другими струнами, легко управляется, отзывчива на легато и бенды. Хотя, повторяю – играть можно на любой струне. Итак. Соль минор. Соль-Ля-Сиb-До-Ре-Миb-Фа-Соль – ну и так далее…

Gm_3rd_str

Можно конечно, пропускать ступени из натурального минора и импровизировать по пентатонике Соль-Сиb-До-Ре-Фа-Соль.

Gm_3rd_penta

Забегая вперед скажу что получится интересный эффект во фразировке – обычно мы пентатонику на одной струне не играем и она прозвучит свежо. Можно сюда добавить ступень из блюзовой гаммы – здесь это будет Реb. Ну и вообще можно, как и везде, навтыкать хроматизмов от балды – главное не висеть на них, чтоб не мучить слушателей, а сделать их проходящими. А целевыми нотами – все же из ступеней тех аккордов, что идут в сопровождении в данный конкретный момент. Это при импровизации подбирается исключительно по слуху – никто не думает, что в такой-то момент, я сыграю допустим третью ступень из аккорда До – ничего подобного.

Бывает, вот так спросят тебя – а какую ноту ты вот тогда сыграл? – А черт его знает, какую! Я вообще о нотах, когда играю, не думаю. Это исполнители, вначале учат ноты произведения, а потом  их играют. А импровизаторы ничего не учат – они ориентируются на слух, ну и аппликатурные схемы на грифе им помогают.

Самостоятельное  задание. Выбрать минусовку для сопровождения, выбрать струну для импровизации, определить тональность и найти ступени гаммы на этой струне, по которым будете импровизировать. Важная вещь – слушайте аккорды сопровождения. Возможно, гамма будет не просто минорная или мажорная, а допустим, окажется гармонический минор. Это как раз аккорды диктуют. Если еще не знаете, что такое гармонический минор – просто подбирайте подходящие звуки на грифе методом ненаучного тыка. Кстати, именно на одной струне это сделать легко. И это еще один плюс!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий