ИМПРОВИЗАЦИЯ СОЛО НА ОДНОЙ СТРУНЕ. ЧАСТЬ 2. ФРАЗИРОВКА.

fone_1str_2

Говорят, Николо Паганини играл сонату на одной струне, на скрипке. Только мало кто уточняет, что эта соната и была им написана для игры на одной струне, и на самом деле, никто ему струны не  подпиливал. А сам маэстро был аналогом Стива Вая – такой же новатор, они даже внешне похожи. Оба итальянцы.  Ладно, к делу. Соло на одной струне, конечно, будет отличаться  от соло, играемого в одном боксе, например. Вот фраза в первом боксе пентатоники.

в первом боксе

Сыграть ее в одной позиции ничего не стоит. А вот если попытаться сыграть тоже самое на одной струне — получается много скачков. Есть риск промахнуться. Ну, можно, конечно с открытой струной сыграть, но по тональности не всегда открытую получится использовать. Поэтому на одной струне фраза строится из нот, ступеней, находящихся рядом – в одной-двух позициях. Примерно, так.


  То есть, это вынуждает нас, используя ограниченный набор доступных нот – две три, строить из них интересные фразы. Как этого достичь? – Исключительно при помощи ритмики, то есть длительностей звучащих нот и пауз, и нюансировки, то есть используемых приемов игры. Вот пример.  Три ступени, играю пять нот с ровным ритмом…. Скучно. А теперь изменяю ритм… 

А вот теперь еще дам и нюансировку – слайд и вибрато на первой ноте и полтутоновый бенд с вибрато в конце – на последней ноте… Ну вот. Совсем другое дело.  Появился смысл и драматизм. Вывод? 

Чтобы развить фразировку на одной струне, и потому фразировку вообще – ставим руку в одну позицию, достаем доступные нам ступени гаммы – а их три, скорее всего, и меняя ритм и добавляя приемы игры, выжимаем из этого все возможное.

Идем далее. Фразы потому и фразы, что разделяются между собой паузами. А также имеют вопросно-ответную форму. Одна фраза – вопрос, а другая ответ на первую фразу. Что мы делаем на одной струне? Чтобы не топтаться на месте, играя фразы в одном регистре, и не вызвать скуку у слушателя, мы, например, фразу-вопрос играем в нижнем регистре, ближе к голове грифа, а фразу-ответ – в верхнем регистре, ближе к корпусу. А паузу между фразами – как раз удачно используем, чтобы сменить позицию.

Можно и наоборот.  Переходим к мелодике.
​Играя на одной струне очень удобно двигаться последовательно, по ступеням гаммы – это я не только о физическом движении руки по грифу говорю, а о движении мелодии. А это один из главных приемов лирической мелодии, так сказать кантилены.  Мелодия у нас тогда звучит плавно,  вокально, вы как бы поете гитарой, подходите к целевой ноте по небольшим ступенькам, плавно повышая напряжение, в конце разрешая ее в целевую ноту.  По-моему продирает… 

Задание – пойте гитарой на одной струне под какой-нибудь лирический минус для начала. Хотя и в соло в забойных вещах с высоким темпом можно использовать вот такие мелодичные и не скоростные части. И это круто звучит.
И как контраст: делаем скачок – повышение сразу на большой интервал. Да еще со слайдом. Вот это очень драматично звучит! У нас на одной струне гарантированно почти две октавы помещается, а иногда именно две. В-общем, не хуже чем в одной позиции в боксе – есть куда скакнуть. Так же и вниз – фраза наверху – и уходим в нижний регистр.

Повторю выводы и задания. Выжимаем все, что можно из трех нот в одной позиции с помощью ритма и нюансировки  -  совершенствуем фразировку, играем вопросы-ответы в разных регистрах, пауза между фразами пригождается для смены позиции на грифе, поем на одной струне – развиваем плавную вокальную мелодику, и напротив вырубаем слушателя дикими скачками по диапазону :-)) 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий