ИМПРОВИЗИРУЕМ ПО ГЕГЕЛЮ (ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)

единство противоположностей

В юности, будучи студентом советского ВУЗа, мне пришлось изучать такие жизненно насущные дисциплины как научный коммунизм и исторический материализм.

К счастью, это был институт искусств, и нас особо не пытали на эту тему – все равно из нас, артистов погорелых театров, подкованных материалистических философов не получилось бы.

Однако в свежей, не замызганной еще мелочами жизни головушке, навеки отложились какие-то смутные обрывки этих самых законов диалектики: «Закона отрицания отрицания», «Единства и борьбы противоположностей», а «Закон перехода количество в качество» я долгие годы пытался применить в занятиях на гитаре. Понятно, что без особого успеха.

Это сейчас прежние, казавшиеся незыблемыми постулаты, оказались раскритикованными в пух и прах – дескать домыслы все это советских идеологов, не было таких законов и Гегель — немецкий философ — на которого так любили ссылаться, но никто его не читал, совсем не так говорил.

Впрочем, сейчас это неважно. Неважно и то что «Единство и борьба противоположностей» — если вдуматься, несуразная словесная конструкция. (Вообще-то «Закон единства и борьбы противоположностей» формулируется так:
«Единство и борьба противоположностей являются причинами развития, иногда – главными причинами развития».) 

Важно, что этот принцип не просто применим, но незаменим в хорошей импровизации.

Давайте вспомним строение натурального звукоряда из «Секретов импровизатора» – там семь ступеней. Из них три устойчивые – I, III и V и остальные четыре — неустойчивые.

Что делает начинающий импровизатор?

Едва услышав смену аккорда в аккомпанементе, он тут же начинает искать «почву под ногами» и лезет в устойчивый тон. И чаще всего – тупо в тонику. То есть в гамме, которой он обыгрывает последовательность, он находит тонику того аккорда, который сейчас звучит в сопровождении.

Это понятно – так ему комфортнее, он чувствует, что он «прав». И это отчасти верно. Но лишь отчасти.
Представьте, что аккомпанемент играется полными аккордами. Получается, что мелодически он просто повторяет его.
Нет, конечно, всегда есть возможность приукрасить – сделать бенд к этой устойчивой ступени, поиграться с ритмическим рисунком, бумкнуть палм-мьют, свистнуть ударный флажолет, еще как-нибудь кукарекнуть. Все это можно и нужно делать.

Но при этом у слушателя не возникает очень важного ощущения – ожидания чего-либо.

Импровизация становится скучной, очень предсказуемой, «жесткой» (в не в смысле «тяжелой» — как музыки, а в смысле -  «тупой и примитивной»).

А мы лучше применим принцип «Единства и борьбы противоположностей». Противоположность устойчивой, аккордовой ступени – ступень неустойчивая.

Давайте уясним раз и навсегда – неустойчивая ступень, это не фальшивая нота. Эта нота из той же гаммы,  которой мы обыгрываем последовательность. Мало того, из той же гаммы, в которой строится аккорд, идущий в сопровождении. С другим аккордом этой же последовательности она может даже устойчивой оказаться. Но сейчас нам от нее нужно ее основное свойство – создавать тяготение.

Напомню – тяготение, это стремление ступени разрешиться в другую, устойчивую ступень.

Именно так, создавая тяготение и разрешая их, мы и приковываем внимание слушателя к нашей игре. Тяготение создает ожидание у слушателя, разрешение оправдывает это ожидание. Можно поиграться еще больше – после одного ожидания создать следующее, не разрешая первое и так далее. Смотрите только не мучайте сильно публику – вдруг в ней окажутся тонкие чувствительные натуры с обостренным музыкальным слухом. Не вынесут страданий, и пристрелят гитариста, неровен час… Всего должно быть  в меру.

Более всего  принцип борьбы противоположностей, когда мы создаем ожидания слушателя и оправдываем его с помощью тяготений и разрешения, играя неустойчивые и устойчивые ноты, применим когда аккорды меняются не очень быстро.

Если же аккомпанемент очень подвижный с частой сменой аккордов, то там даже играя по одним устойчивым нотам, уже можно получить разнообразие. Там даже можно тянуть одну ноту на смену аккордов, и она будет поочередно менять свою функцию, как ступень и звучать с абсолютно разной окраской. Но в роке и блюзе чаще бывает наоборот.

Поэтому для импровизаторов, конечно, очень важно слышать и использовать устойчивые ноты аккомпанемента. Распознавание таких нот и безошибочное нахождение их на грифе – отличное, незаменимое, базовое упражнение. Но не более того.

Гораздо более важный навык – это умение создавать неустойчивости. Это тоже надо уметь делать, и уметь делать красиво. Попробуйте послушать игру великих мастеров, и проанализировать ее.

Небольшая подсказка. Кроме неустойчивых ступеней, ощущение ожидания разрешения создают и быстрые пассажи. Они так же неустойчивы. Исключение – «вертушки – остинаты» которые строятся вокруг устойчивых нот, и где эти ноты очень часто повторяются. Тогда возникает интересное ощущение такого «стоячего движения». 

Ну и просто классический пример создания «удобоваримой» неустойчивости – движение по полутонам, по хроматической гамме.  С успехом применяется и в блюзе и в роке. И вообще везде.

Создание неустойчивости при помощи арпеджио полууменьшенного аккорда – это характерный прием в гитарной «неоклассике». Можно сказать, определяющий стиль.

Может быть, дедушка Гегель и не формулировал закон «Единства и борьбы…». Может быть марксистко-ленинская диалектика имела ввиду только какие-то социальные процессы, не распространяя этот принцип на борьбу лосей и мухоморов, и прочие природные и эстетические пертурбации.

Но в одном они дали нам верный путь. Давайте учиться -  когда нужно — быть неустойчивыми. А встать в героическую позу с тоникой, зажатой стальной хваткой, мы всегда успеем!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “ИМПРОВИЗИРУЕМ ПО ГЕГЕЛЮ (ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ)”

  1. Sick of paying big bucks for ads that suck? Now you can post your ad on 10,000 advertising websites and you only have to pay a single monthly fee. Get unlimited traffic forever!

    To get more info take a look at: https://bit.ly/adpostingfast

Оставить комментарий