КАК ИГРАТЬ ВЕРТУШКИ НА ГИТАРЕ. ЧАСТЬ 5. РИТМ

fone_serial_vert_5.png_YT_600

В предыдущей серии про вертушки мы разобрали такую «мутную» на первый взгляд тему, как динамический стереотип.
На самом деле с ним – осознанно или нет  — сталкиваются все гитаристы.

И разница только в том, что если Вы осознаете его существование и используете себе на пользу, то это делает Вашу игру легче, а сочинение новых трюковых пассажей – проще.

Ну а если Вы не осознаете, то получается, как в тупых шутках американцев про Советскую Россию – «стереотип использует Вас».

Итак, мы выяснили, что для того чтобы придумать легкую для исполнения и эффектную вертушку, нужно  — первое – взять аппликатуру гаммы и выделить из нее аппликатурную модель, второе — применить к ней некий удобный и логичный динамический стереотип, и третье — положить все это на некий ритм.

Ритм  оформит Вашу вертушку и поможет Вам ее исполнить, а слушателям – воспринять.
Эта тема – на первый взгляд очень простая, и возможно те вещи, которые я сейчас буду объяснять, покажутся Вам очевидными. Но если копнуть глубже и дальше,  то окажется, что не все так однозначно,  и ближе к концу будет очень интересно…

Но начнем мы с самого простого. С квартольной и триольной ритмики.

Четкая группировка нот по квартольному или триольному образцу нужна, когда Вам необходимо совершенно четко уложиться со своим запилом в какой-то определенный метрический отрезок.

Например –  у Вас на пилилово ровно четыре такта, а на пятый  меняется аккорд сопровождения – и Вы задумали подчеркнуть это изменение в гармонии определенной (наверное устойчивой) нотой большей длительности.  Причем так, чтобы она начиналась сразу – на первую же, сильную долю этого такта.

Привязавшись к метру, вы четко отыграете известное вам количество групп нот и в нужный момент выйдете из вертушки – все как по-написанному. То есть не получится какое-нибудь  «каля-маля»,  то есть скомканный конец у пассажа и непопадание нужной целевой ноты в нужную долю.

И второе.
Сосредоточившись, допустим на первой ноте квартоли или триоли, Вы с большей долей вероятности не собьетесь при исполнении вертушки.

Есть исключения – это когда Ваш динамический стереотип, ваш так сказать «порядок движения пальцами», категорически конфликтует с выбранной Вами ритмикой. Когда, например вся логика Ваших движений Вам подсказывает, что тут просятся группы из пяти нот, но Вы старательно рубите их на квартоли. Такое тоже бывает очень часто. И что делать – скажу позже.

Но мы начнем с динамических стереотипов, которые не конфликтуют с выбранной Вами ритмикой, а напротив, помогают ее подчеркнуть.

1

Здесь все предельно ясно. Вертушка имеет выраженный период в 4 ноты, и мы можем каждую первую из четырех нот совместить с ударом метронома, который отбивает четверти такта.

Концентрация на первой в группе и легкий акцент громкости на ней делает наше исполнение более уверенным и автоматизированным.

Исходя из рисунка выше видно, что мы играем  шестнадцатыми нотами.
Само по себе определение, что мы играем 16-ми ничего не говорит о том, насколько быстро мы извлекаем ноты.
Это всего лишь привязка к метру – то есть на один удар метронома или на одну долю такта мы играем 4 ноты.

А насколько это быстро в абсолютном измерении — зависит от темпа. Например, при темпе 60 bpm или 60 ударов в минуту,  мы будем играть всего по 4 шестнадцатых ноты в секунду. Это немного.
А вот если темп 180 ударов в минуту – то даже играя восьмыми, то есть как бы в относительном смысле в два раза медленнее, нам придется извлекать по 6 нот в секунду. Соответственно, если бы это были 16-то, то по 12 нот в секунду пришлось бы играть.

Обобщенно говоря о квартольной ритмике, можно сказать, что это такая ритмика, когда на одну долю (четверть такта) приходится количество нот, кратное четырем. Игра восьмыми нотами — несмотря на то, что в таком случае четыре ноты приходится на два удара — и технически и по ощущениям также близка квартольной ритмике и может рассматриваться как частный ее случай.

А что делать, если вы играете 16-ми, но это звучит медленно и потому не эффектно, и при этом нельзя повысить заданный темп вещи?

Первый вариант решения – извлекать ноты ровно в два раза быстрее – то есть сыграть 32-ми.
А о втором варианте – скажу позднее, после того, как мы рассмотрим триоли.

2Очень простой пример, аппликатурная модель «по три ноты на струне», динамический стереотип «4-3-1» или «3-2-1», вертушка имеет четкий период в три ноты, и стало быть, мы каждую первую из трех играем на удар метронома.
На ней мы и концентрируем наше внимание, а остальные ноты вылетают на автомате. К тому же это каждый раз одни и те же ноты.

Таким образом получается, что мы играем триоли восьмыми. По относительной скорости звучания они занимают промежуточное место между  обычными восьмыми и обычными 16-ми. В том же темпе одни будут звучать в полтора раза быстрее, чем 8-е или в полтора раза медленнее, чем 16-е.

Что делать, если в нашем темпе по три ноты на удар звучит слишком медленно? Сыграть в два раза быстрее. Три ноты на «Раз» и три ноты на «и» между «Раз» и «Два»  — и так далее. Это будут триоли 16-ми:

2.1

Здесь по ощущениям это будет то же самое, что и сыграть секстолями – то есть по шесть нот на удар метронома.
Фактически, делаете ли вы акцент на первую из каждых трех нот или первую из каждых шести нот — это не будет ощущаться при скоростной игре.
Это важно для ваших собственных ощущений – воспринимаете ли вы период вашей вертушки как трехнотный или шестинотный.
Вот если бы вы играли вертушку из группы в шесть нот, которые не повторяются как «два раза по три», то это однозначно легче воспринимать и играть как секстоль.

Итак, все что без остатка делится на три – можно отнести к триольной ритмике. На практике это только триоли и секстоли. Девятинотные и более группы не отрицаются, но и практически не встречаются. А вот сейчас мы перейдем к другим динамическим стереотипам, где не все так однозначно:

3.1Скоростной пассаж сыгранный вот так – это просто навал нот.
Как их разделить?
Первое, что приходит в голову – что там нам динамический стереотип подсказывает?
Попробую выделить группы нот, некие периоды, которые у меня  получаются из последовательности движения пальцами. И вот что у меня получилось – первая группа  — семь нот,

3_GRUPPA_1

а уже вторая группа – 4 ноты.
3_GRUPPA_2

И третья – 4 ноты:

3_GRUPPA_3

И дальше чередуются группы «два» и «три». Или это даже одна восьминотная группа?

4_GRUPPA_8Нет, так не пойдет!
Да, так легче для запоминания  (может быть это только мне так легче для запоминания?)  но как только у нас появляется внешний источник ритма – метроном или партия ударных — появляется проблема.

Если мы хотим привязать нашу вертушку, наш пассаж к метрическом делению, к каким-то тактам, а не просто сыграть все навалом – авось где-то вылезем, то нам придется каждую из нот в семинотной группе  группы играть немного медленнее, а в восьмитнотной – быстрее.
И это очень сложно контролировать. К слову сказать – такая игра – в более свободной манере, без четкой привязки к метру тоже есть, но о ней позднее.
А попробуем-ка распределить нашу вертушку  с самого начала по четыре ноты. И мы имеем теперь четкую квартольную ритмику:

3
Ну вот, теперь мы можем привязать первую ноту квартоли к метру и сконцентрироваться на ней.
А остальные ноты будут образовывать вместе с ней два коротких и похожих друг на друга стереотипа, которые циклически повторяются.

Играть эту вертушку будет легко. Первую ноту в каждой квартоли мы будем играть каждый раз медиатором, причем ударом вниз и это нам поможет играть ее акцентировано и держать ритм.

И если нужно сыграть быстрее, мы можем играть все эти ноты 32-ми. То есть по две квартоли на каждый удар, на четверть.

Но что делать, если играть 16-ми – звучит слишком медленно, а 32-ми  не получается? Помните, выше я говорил про второй вариант решения проблемы.  Сейчас мы возьмем ту же самую вертушку и мысленно распилим ее на группы по три ноты – то есть на триоли. Ноты, сыгранные триольными 16-ми, как вы помните, звучат в полтора раза короче, чем обычные 16-е. Значит, нам придется извлекать их в полтора раза быстрее. Это будет промежуточный вариант между обычными 16-ми и 32-ми.

Но что станет с вертушкой и удобством исполнения? Проведем маленький эксперимент.

4
4_GRUPPA_TRIPLETS

Ай-яй-яй! Как неудобно для головы, как нелогично получается. Ноты все те же, прядок их – то же, но перегруппировка дала нам вместо  двух очень похожих динамических стереотипов, которые чередуются один за другим – целых 7, с длинным периодом их повторения.

И изменилось наше собственное восприятие этого пассажа из-за этой перегруппировки. Вот как нам теперь концентрироваться на нотах, как их акцентировать, если нам удобнее всего играть их легато?
Можно конечно себе представить что ноты сгруппированы не по три, а по шесть и при этом изначально «легатные» ноты, которые приходятся на начало групп, играть медиатором:

55_GRUPPA_SEXTOLSУ нас получилось уже не семь, а всего две пары (попарно похожих) динамических стереотипов (они на картинке нарисованы) — и вот так уже психологически легче играть. Но я хочу показать вам кардинальный способ – как используя ту же идею, и сделав совсем незначительное добавление к ней, все изменить и упростить:

6Фактически, мы просто повторяем по два раза одни и те же ноты на первой струне. Наш динамический стереотип вроде бы кардинально не изменился – мы продублировали  маленькую часть из исходного варианта.

Но теперь относительно триольной ритмики стало все логично и предельно просто.

6. GRUPPA_3Теперь мы имеем чередующееся повторение двух простейших динамических стереотипов. Первый – «Три ноты на одной струне  хаммер-пулл» и второй «Одна на второй струне и две на первой», с маленькой и некритичной вариацией – смена 15 и 14 лада.  И каждый ровно на триольную группу нот.

Сейчас можно включить метроном и отрабатывать эти простые последовательности из трех нот на каждый удар.

И вот, как я считаю – важная ремарка о феномене зависимости нашего исполнения от восприятия.

Я на себе заметил такую вещь – когда я начинаю воспринимать эту и подобные вертушки, как последовательности триолей, то возможно играю их ровнее и точнее акцентирую ноты. Но пропадает ощущение легкости, и поднимать темп выше становится труднее.

А когда я  в процессе повторения вертушки снимаю внутреннюю концентрацию на триольных группах, то через некоторое время замечаю, что – если брать этот конкретный пример – что я играю всего две группы по 12 нот – вот эти:

6. GRUPPA_12

То есть, я мысленно перенес начало вертушки. И сразу появляется легкость, автоматизм и скорость звукоизвлечения  повышается. Это значит, что начал работать более логичный и слитный динамический стереотип.

Один минус — в 12 нотной фигуре труднее контролировать ритмичность игры.
Я уверен, что и Вы – если практиковали вертушки, то замечали что-то подобное. Происходит какое-то внутреннее переключение, какой-то щелчок, и играть становится легче. Здесь речь идет уже о психологическом приспособлении.

По сути ничего не меняется – ноты и ритмика остается той же,  меняется наше восприятие.
Поэтому я предлагаю такое упражнение – менять наше восприятие прямо по ходу исполнения.
Представлять себе поочередно то триольные группы (или, если так было изначально, квартольные), то те, которые у Вас образовались, как психологическое приспособление.
Важно при этом выдерживать ритм. Нужно постараться это сделать.

Да, кстати! А вот реальная смена ритмики – то есть делать из изначально квартольного пассажа триольный и наоборот – это очень мощное упражнение. Причем как на чувство ритма, так на фразировку.  И в отличие от мысленного переформатирования восприятия, то есть от включения психологического приспособления, разница на слух будет очень существенной.

Вот еще о чем хотелось бы сказать  – прослушивая записи мэтров, часто можно заменить, что многие их скоростные части не привязаны жестко к метру. Вернее, они конечно привязываются, но в какой то момент – особенно при скоростной легатной игре – отвязываются от него, а потом снова входят. Это называется игра рубато – то есть в более свободной ритмике.

Очевидно, что группировку нот и ритмику тут диктует какой-то удобный для данного исполнителя динамический стереотип. Такая игра  очень часто встречается при импровизации – когда нет заранее выученного соло и какого-то четкого плана. И мастерство исполнителя – именно в том, чтобы после такого куска снова войти в сцепление с метром. Вообще, это конечно отдельная тема.

«100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК»

 

Еще на ту же тему:

1.  ВЕРТУШКИ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

2. ВЕРТУШКИ-2. ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

3.  КОММЕНТАРИЙ К КУРСУ «100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК…» 

Подписывайтесь на мой канал Youtube:

И  в мою группу в социальной сети ВКонтактегде также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Успехов Вам! До встречи!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий