
УРОК АЛЕКСАНДРА НИКОНОВА
Лично я всегда предпочитал импровизировать в одной гамме — т.н. «родительской». По-другому — гамме тональности.
И это удобно, это понятно… В-общем, цитируя Лёлика из фильма «Бриллиантовая рука», — Дёшево, надежно и практично.
И долгие годы не знать не знал, что такая импровизация называется «горизонтальной».
- А почему она, собственно, «горизонтальная»?
- Логично было бы предположить — потому, что есть где-то импровизация «вертикальная»
И она, действительно, есть!
Вертикальная импровизация строится на использовании арпеджио проходящих в сопровождении аккордов.
Мне такая штука раньше казалась крайне неудобной:
- Нужно точно помнить — какие аккорды идут в сопровождении, чувстввоать под какой именно аккорд сейчас играешь;
- С каждой сменой аккорда нужно в уме выстраивать новую аппликатурную схему;
- Арпеджио — как мне представлялось — это всего лищь трезвучие, минорное или мажорное. И я думал, что это будет звучать бедно, ограниченно мелодически;
- Все ноты арпеджио — устойчивые. Соответственно звучать будет скучно;
- У арпеджио неудобная аппликатура;
- Придется не думать о мелодии в импровизации, а стараться как-то искусстывенно «срастить» эти арпеджио друг с другом. Тут смещается акцент внимания.
- А Вы сейчас тоже так думаете?
Тогда этот урок моего друга и коллеги Александра Никонова — для Вас!
Смотрите видео.
* Кстати. Что Вы думаете о таком методе импровизации? Нужны ли Вам еще подобные уроки?
Одна из любимых гамм многих гитаристов, шестой локрийский лад и сам по себе звучит чертовски странно и путано, однако, как показывает опыт, он может совсем неплохо вписаться в гармонический минор. Это второй лад гармонического минора (в данном случае, гармонический минор от тоники ре). Эту гамму не часто услышишь, если услышишь вообще, и с ней однозначно можно привлечь немало внимания. Отличный выбор для сочинения пассажей с характерным эстетичным диссонансом.
В сущности, эта гамма и есть фригийский доминантный лад, но с пропуском 2 и 6 ступеней. На неё можно взглянуть иначе как на минорную пентатонику с повышенной третьей ступенью. С помощью этой гаммы вы сможете внести в свою импровизацию характерную открытость пентатоники, а также использовать множество классических блюзовых клише, которые в новом контексте зазвучат совершенно иначе. Не забывайте иногда играть и уменьшенную квинту (так называемую беспокойную ноту )!
[...] чем смотреть это урок — лучше вначале ознакомиться с первым уроком Александра по вертикальной импровизации. Потому что в [...]
[...] аккордов, идущих в текущий момент в сопровождении. Урок 1. Урок 2. Урок [...]
[...] начала — вот три предыдущих урока на эту тему: Урок 1 – m7 Урок 2 — maj7 Урок 3 — [...]