КАК НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО ИМПРОВИЗИРОВАТЬ? ПРОСТО ИГРАЙТЕ ТО, ЧТО ЗВУЧИТ В ВАШЕЙ ГОЛОВЕ!

музыка в голове

(ОТРЫВОК ИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ «СЕКРЕТОВ ИМПРОВИЗАТОРА»)
Многие гитаристы, начинающие обучаться импровизации, часто под влиянием некоторых «гуру», ограничиваются тем, что запоминают на грифе несколько гамм, определяют некие аппликатурные схемы («сетки»), и именно играют их под сопровождение.

Таким образом, они ориентируются почти всегда исключительно на свое зрительное восприятие грифа. И это дичайшая ошибка!

Начнем с того, что гамма сама по себе – не музыка. Это то, из чего «делается» музыка.

Вашим слушателям ничего не дает – видите вы на грифе что-то, или нет. Вы можете видеть там что угодно – хоть розовых фламинго в зеленый горошек и инопланетян в белых тапочках. Но слушатели, в лучшем случае, видят лишь, какие у вас маркеры – точками, трапециями или крестиками-ноликами. Однако им, по большому счету даже не важно, как выглядит вся ваша гитара. Они будут вас слушать.

Нет, я конечно не протестую против элементов шоу в выступлении, все эти героические позы, фокусы с игрой за головой, фонтаны огня и т.д…Пусть это будет. Но музыка первична.

Наилучший способ импровизировать – играть то, что «звучит у вас в голове». Хороший импровизатор, знает, что он будет играть в следующие несколько секунд, заглядывая вперед хотя бы на фразу. Понятно, что для этого нужно соблюсти два условия:

1. Чтоб у вас в голове хоть что-то звучало.
2. Возможность наиболее точно и быстро переложить это на гриф.

И вот как это сделать.

-  Знание теории музыки и развитие ​​музыкального слуха.
Я недаром поставил эти два навыка рядом. На то есть несколько уважительных причин.

Во-первых, для того, чтобы иметь возможность воспроизводить звук из головы на гитаре, необходимо иметь представление о том, как музыка вообще, в принципе, устроена. А это, в свою очередь, позволит сыграть ее на гитаре быстро и легко.

Музыкальный слух позволяет идентифицировать то, что вы слышите, а с помощью теоретических знаний (хотя бы тех же пресловутых гамм и ладов) вы тут же логически расположите эти ноты на грифе, не тыкаясь бессистемно по ладам гитары.

Во-вторых, понимание теории музыки откроет широкие возможности для творчества,  для расширения ваших музыкальных идей. И вы, вероятно, будет генерировать новые идеи – те, что никогда бы не пришли бы в голову, не будь минимального набора теоретических знаний.

То же самое можно сказать и про слух. Очень важный момент – нужно слушать как можно больше музыки, наследия музыкантов и композиторов в тех стилях, в которых вы собираетесь импровизировать. Пытаться «снять» композиции на слух и разобрать с точки зрения теории музыки.

Слух можно и нужно тренировать и отдельно от гитарного грифа, и – обязательно – вместе с изучением его. Вообще, выработка соответствия «место на грифе – звук» предполагает хорошее знакомство с грифом. Следовательно, необходимо

- Знание грифа
Изучение нот на грифе может показаться сложным.  Однако, вопреки распространенному мнению, вам не нужно на самом деле запоминать каждую ноту!

Гитара – очень удобный инструмент. Одни и те же аппликатурные схемы работают во всех тональностях – достаточно сдвинуть их вверх или вниз по грифу. Нужно лишь запомнить эту периодическую последовательность, и определить для себя точки отсчета – например, тоники.

- Сочинять музыку.
Импровизация, как мы уже определили в самом начале этой книги – сочинение музыки непосредственно в момент ее исполнения.

Как вы думаете, если вы никогда не сочиняли музыку в спокойной, не стрессовой обстановке, у вас получится сделать это экспромтом, «сходу, от балды»? Можете и дальше на это надеяться…

Но чтобы сочинять, пусть даже не импровизированно, нужно

- Знание аккордов и принципов ведения мелодий. 
Принципы построения мелодий, или голосоведение. Эта хитрая штука в основном касается того, как ноты, обыгрывающие один аккорд, соединяются с нотами, звучащими под аккорд следующий.  Далее идут знания о том, как развивается мелодическая тема, какие для этого есть приемы.  Этой темы, видимо, придется еще коснуться.

Если у вас есть мелодия, то, как правило, следующим шагом будет придумать аккорды для нее (как принято выражаться в среде профессионалов – гармонизовать).   Поэтому чрезвычайно важно знать принципы построения аккордов и их прогрессий, и где эти аккорды находятся на гитаре. А вот об этом мы уже говорили в предыдущей части. Кто пропустил – вернитесь назад.

Все это ведет к вероятности, что в вашей голове обязательно что-нибудь да зазвучит
(Примечание, сделанное позднее — «Особенно с помощью ЭТОГО«)
Music in Head

- Общая техника гитарной игры
Не ожидали, что я скажу про это? Я только хочу напомнить что «техника игры» и «скорость звукоизвлечения» – не совсем одно и то же.

Импровизация, основанная только на визуальном восприятии грифа может быть (и, скорее всего, будет) ужасна. Ужаснее ее может быть только импровизация, основанная только на моторике пальцев.

Но если вы действительно играете то, что «звучит у вас в голове», а не то, что могут сделать на гитаре ваши руки, то рано или поздно наступит такой момент, что ваше мышление окажется впереди вашей техники. Такое бывает даже у очень продвинутых гитаристов. И это сигнал, что пора сделать пару шагов вперед.

Чувствуете разницу? Первичны идеи – а техника достраивается и дошлифовывается под них.

Поэтому – надо узнать, определиться в том, какие методы, приемы характерны и применяются для того стиля импровизации и вообще гитарной игры, которые вам нравятся, которые вы выбрали.

Только не выбирайте слишком много, не пытайтесь объять необъятное. Об этом пункты 1 и 2 из списка заблуждений в моей статье «Почему я до сих пор не великий гитарист?» 
гитара в голове

 

 

 

 

 

 
При этом развитие вашей техники игры и вашего музыкального мышления будут идти параллельно, и в одну сторону. И когда наступит момент «разрыва», вам потребуется минимум времени и усилий для воспроизведения тех технически сложных частей, которые вы придумали. Так что не забудьте попрактиковаться в нужной вам технике регулярно!

- Фразировка и нюансировка.
Вот это просто невероятно важная, титанически важная часть! Настолько важная, что даже продвинутые музыканты не просто считают ее основой в ремесле импровизации, а ставят между ними знак равенства.

Кстати, некоторые, тоже продвинутые, музыканты не различают между собой и фразировку с нюансировкой. Скорее всего, потому что оба этих аспекта игры касаются не того, что играть, какие ноты играть, а того КАК играть.

И действительно, можно затолкать десять гитаристов в одну комнату и попросить, чтобы они сыграли одни и те же пассажи, из одних и тех же нот. И каждый сделает это по-своему.

«По-своему» получится и у вас, если вы действительно будете развиваете способность точно выражать звуки, которые слышите в вашей голове.   И это «по-своему» будет звучать много лучше, чем у тех, кто такую способность не развивает.

Так в чем разница между нюансировкой и фразировкой?

Нюансировка скорее определяет звучание вашей игры в зависимости от применяемых приемов – играете ли вы определенные ноты легато или стаккато, где используете бенды и обратные бенды, микробенды и вибрато? В каком месте на грифе извлекаете ноты (подробнее о нюансах игры пассажа из одних и тех же нот в диапазоне грифа – мой урок в YouTube, есть ли у вас скольжение (slide), скребки по струнам (rake) и глушение (mute), разнообразите ли вы соло ударными флажолетами?..

Вы просто будете удивлены, когда услышите, насколько меняется характер звучания соло только в зависимости от их применения и от того, на каких именно нотах применяется тот или иной прием!

А такое выразительное средство, как динамика – управление громкостью звука – связывает нюансировку с фразировкой.

Фразировка – это действие музыканта, направленное на то, чтобы из набора нот какой-то гаммы (ЧТО), расположив их в определенном порядке по высоте и в определенной ритмической последовательности (КАК), получить небольшой кусочек мелодии, имеющей более-менее завершенную музыкальную идею. По сути – это и есть сама импровизация, ее основной «кирпичик», элементарная частица.

Умение фразировать важнее многих других. Что толку, например, из знания всех натуральных ладов, плюс два минора – гармонический и мелодический (и еще одного мажора, кстати), если вы не сможете выразить ими ни одной эмоции или идеи!

Несмотря на то, что у теоретиков музыки нет даже однозначного исчерпывающего определения самой фразы (ну, кроме того, что фраза состоит из двух мотивов и предложение состоит из двух фраз – опять мартышка, удав и половина половины), законы построения фраз все же существуют. И тема эта настолько серьезна, что по ней вероятнее всего, будет снят отдельный видеокурс.
(Примечание, сделанное позднее - «И  действительно — ВОТ ОН!»)

Делать это как можно чаще!
Нет лучшего способа научиться, как перенести звук из вашей головы на гитару, чем сам этот процесс!   Самое лучшее, что вы можете сделать, это практиковаться специально. Если вдруг у вас пока ничего не звучит своего – переносите на гитару чужое. Просто старайтесь сыграть любую мелодию. Вокальную партию, отрывок с мелодической темой из попсы или классики, да хоть национальный гимн Эквадора! И старайтесь сделать это сразу и безошибочно. 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

1 комментарий к записи “КАК НА САМОМ ДЕЛЕ НУЖНО ИМПРОВИЗИРОВАТЬ? ПРОСТО ИГРАЙТЕ ТО, ЧТО ЗВУЧИТ В ВАШЕЙ ГОЛОВЕ!”

  1. Дим:

    все равно в голове ничего не звучит. не знаю как импровизировать. что посоветуете?

Оставить комментарий