КАК НАЙТИ НА ГРИФЕ УСТОЙЧИВЫЕ НОТЫ

ustoichivye_noty

Как найти устойчивые ноты аккордов для импровизации?
У начинающих гитаристов-импровизаторов бывает такая проблема – они не знают, как быстро и безошибочно найти на грифе устойчивые ноты проходящих в сопровождении аккордов.
Давайте для начала разберемся – а зачем они вообще нужны – эти устойчивые ноты?
Если Вы не знакомы с элементарной теорией музыки, но все же пытаетесь импровизировать, то вам знакомо такое ощущение – что вот вы попали в нужный тон. Он хорошо звучит под идущий в этот момент аккорд сопровождения. Вы уверенно себя в этот момент чувствуете, но вот аккорд меняется, и снова нужно найти устойчивый тон…
На самом деле, устойчивые ноты определяются просто по слуху – так делают уже опытные импровизаторы, с развитым слухом. Если Вы не можете безошибочно определить, где они – то импровизация превращается в хаотический судорожный  поиск этих самых нот, много лажи – какая там мелодия, какая фразировка?

Чтобы сознательно создавать неустойчивости, нужно вначале знать, как из них выбраться. И вот общая беда – чаще всего этим устойчивым тоном становится тоника проходящего аккорда.
То есть: если в сопровождении звучит Ля, например минор, то нота Ля, если Ре-минор – нота Ре и так далее.

К чему это приводит? Идет у нас гармонический квадрат – в нем аккорды циклически повторяются. А в соло точно так же повторяются тоники этих аккордов. И что бы до них не играл гитарист, в конце все равно — длинной, целевой нотой, которую отчетливо слышит слушатель, на чем фиксируется его сознание -  это снова и снова будут одни и те же ноты.

Если гитарист импровизирует под блюз, например — то там три основных аккорда и соответственно три тоники – всего три ноты. Мы получаем тренхнотную «шарманку», очень однообразное и предсказуемое соло. Как этого избежать? А так. Что такое устойчивые ноты – это аккордовые тона. А их в каждом аккорде, по меньшей мере,  три – первая  (тоника), третья и пятая ступень. Пятая относительно тоники всегда находится на одном месте, а третья – гуляет на половину тона вверх или вниз – в зависимости  мажорный или минорный это аккорд.
Если использовать эти устойчивые ноты – импровизация будет куда разнообразнее.
Как находить тоники я здесь распространяться не буду. Скажу только, что если  Вы не знаете, какие аккорды звучат у вас в сопровождении – то тоники придется определять на ходу и по слуху, а если знаете, и, следовательно, это подготовленная импровизация, то лучше их заранее найти на грифе. Как правило. Если мы может на всю последовательность импровизировать одной гаммой, то и тоники будут прямо тут – внутри аппликатурной сетки этой гаммы.

Теперь по существу.
Если вы знаете, какие у вас аккорды в сопровождении, и что у них за тоники, то у вас есть, как минимум два способа быстро найти другие устойчивые ступени.
Первый – по арпеджио аккорда на двух струнах.
Есть по две формы такого арпеджио – две у мажора и две у минора.


arp_min_maj_all

Если мы сравним все формы, то увидим, что пятая ступень не сдвигается с места, и всегда находится выше через лад на соседний «тонкой» струне от тоники. Исключение – пара третья-вторая струна, там через два лада. Это «верхняя» пятая ступень. А «нижняя» пятая ступень находится над тоникой, на том же ладу, на более толстой струне.

5_step

И опять исключения – третья-вторая струны. Теперь о третьей ступени – ближайшая к тонике третья мажорная находится на соседней тонкой струне, на один лад ближе к голове грифа. Еще на один лад ближе к голове грифа находится третья минорная ступень. Так что «джентльменский набор» для ориентации по ближайшим к тонике третьим-пятым ступеням – такой. Тоника – ниже на том же ладу – пятая, тоника – через лад на более тонкой струне – еще раз пятая, тоника – минорная третья, и тоника – ближе на полутон – мажорная третья.

min_3maj_3

Заметьте – мне для этого совсем не нужно знать ни названий нот, ни где на грифе на каком ладу и какой струне они должны располагаться. Только расположение тоники, и все.

Второй способ. Он еще проще. Когда мы берем аккорд с барре, то все ноты, которые будут у нас звучать – это аккордовые тона. То есть тоники, третьи и пятые ступени. Исключаем тоники, и получаем третьи и пятые в чистом виде. Вот пример. Барре на пятом ладу – аккорд Ля-минор. Не секрет, что аппликатуре этого аккорда соответствует первый бокс минорной пентатоники. Допустим, импровизируем мы в тональности Ля-минор, играем в первом боксе и хотим знать, где у нас еще устойчивые тона. Давайте впишем аккорд в бокс.

1_box_and_cord_and_steps

Итого:
Видим, что аккордом мы «зажимаем» ноты:
- На шестой струне, пятый ляд — Ля, тоника
- На пятой струне, седьмой лад — Ми — пятая ступень
- На четвертой струне — снова Ля — тоника
- На третьей струне — это До — третья, МИНОРНАЯ ступень для Ля
- На второй струне — Ми — пятая ступень
- На первой струне — снова Ля — тоника.
Итого, имеем прямо в этом боксе — три тоники, две пятых, и одну третью ступень. И все можем увидеть разом, только представив один аккорд…
Но правда в этом боксе есть еще устойчивые ступени. Вспомните, ноты на грифе повторяются через октаву – то есть через лад и струну, а на паре «третья- первая» — через два лада.
В этом боксе на третьей струне на пятом ладу — До, третья ступень. Мы ее зажимали.
А через лад и через струну, но в этом же боксе — то есть на первой струне, на восьмом ладу, снова она — До, третья ступень.
То есть в первом боксе у нас есть три тоники, две пятых и три третьих ступени. Большинство их них мы видим, когда накладываем аккорд с барре.

1_box_minorcord_BW
Далее.

В идущем сопровождении  аккорд поменялся. Был Ля-минор и стал, допустим. Ре-минор.
Теперь мы «накладываем» аппликатуру Ре-минора с барре (тоника на пятой струне), на аппликатуру нашего первого бокса Ля-минорной пентатоники, в которой импровизируем.

1_box_5st_minorcord_BW
Вообще-то аппликатуре такого типа аккорда соответствует не первый, а четвертый бокс. Поэтому не все ноты совпадают, кое-чего не хватает.  Но аппликатуры первого и четвертого боксов очень похожи, так что мы можем спокойно обыгрывать аккорд Ре-минор Ля-минорной гаммой (пентатоникой) в первом боксе. А что у нас с устойчивыми нотами? Посмотрите, как вписывается этот аккорд. Одна только устойчивая нота – Фа — выпадает из сетки первого бокса (она на второй струне на шестом ладу) А ведь для Ре-минора это третья, определяющая минор ступень. Смотрим на остальные ноты аккорда — а их остается всего две — Ре и Ля, тоника и пятая. Вот они и будут тут устойчивыми… Аппликатуру мы видим по аккорду.

Итак, чтобы определить устойчивые ноты, просто представьте себе аппликатуру идущего в сопровождении аккорда, взятого с барре. Ну и посмотрите, к каком боксе, относительно вашей гаммы в который вы играете эти ноты находятся. И сможете найти их же в других боксах. Как? Тоника, а от нее – пятая и третья ступени. Вот и все.
Подписывайтесь на мой канал и на почтовую рассылку, в которой будут материалы недоступные на моем канале. Если статья понравилась – делитесь в соцсетях, нажимая кнопки, и комментируйте. Задавайте в комментариях мне вопросы – рано или поздно, но я доберусь до них, и вам отвечу. Пока.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий