КАК ЗАНИМАТЬСЯ ИГРОЙ НА ГИТАРЕ БЕЗ ГИТАРЫ…

(И ПОЛУЧАТЬ ОТ ЭТОГО ОГРОМНУЮ ПОЛЬЗУ!..)
Привет мой друг! Сегодняшняя тема – парадоксальная. Речь вроде бы как о гитаре, как всегда, но получается что гитара мне сейчас и не нужна вовсе… И вот почему. Сейчас я расскажу, как заниматься на гитаре, но без гитары. Сразу говорю – это не о тренажерах там всяких – резинках, эспандерах, дощечках со струнами и не о прочих ортопедических протезах. (Кстати я про одну дощечку из своей истории потом сделаю все же пост и видео).  На самом деле речь пойдет об очень мощной технике развития гитариста. Причем «внутренней» технике. И, кстати — ниже текста будет еще и видео…

Итак, очень много времени нам приходится проводить без  инструмента – мы ездим в общественном транспорте, заткнув уши плеером, кто-то сидит на лекции и не слушает препода, кто-то фигней страдает на нелюбимой работе – одним словом убиваем драгоценное время, вместо того, чтобы потратить его с пользой. Зачем? Так ведь гитары то нет! – скажете вы. И отлично – скажу я.

В одном из видео я показывал тревел-гитару "транформер", но и ее в офисе бывает неудобно прятать каждый раз под стол, когда входит начальник, да и коллеги косо смотрят. Выход – заниматься мысленно, в уме.

К сожалению, продемонстрировать это в настоящий момент затруднительно, ибо YouTube еще не научился транслировать картинку и звук прямо из под шляпы, из мозга на экран, минуя инструмент. Вы бы просто бы смотрели 10 минут на молчащего меня, с закрытыми глазами и иногда шевелящимися губами. Поэтому просто попробую рассказать — что да как. Дело в том, что когда мы занимается, мы тренируем вовсе не пальцы. Наши пальцы приводятся в движение мышцами предплечья, которые и так в течение дня постоянно выполняют сгибательно-разгибательные действия. Выражаясь наукообразно, на самом деле мы нарабатываем особые виды связей между нейронами головного мозга. Которые потом и дают команды пальцам  - когда, куда и с какой скоростью им разогнуться и согнуться.

Вот личный пример из другой области.
Было дело, мне нужно было перегнать мотоцикл с одного места на другое – так сказать из пункта А в пункт Б. А я не сидел на нем лет семь, наверное. И волновался, потому что уже забыл, как им управлять.
Так я накануне пару часов во всех деталях представлял, как я еду – весь порядок действий во всех подробностях и мелочах. Вот  я завел двигатель, вот сел, левой рукой выжал сцепление, левой ногой включил вперед первую скорость, отпуская сцепление дал правой рукой газ, тронулся с места, поднял ноги… вот я притормозил правой рукой перед выездом со стоянки, вот включил левый поворотник, снова отпустил сцепление и дал газ, отключил поворотник, воткнул вторую скорость, третью… Все прошел в уме, представил каждый светофор, который должен встретиться по дороге – до момента, как затормозил, выключил движок и слез. Всю дорогу, во всех подробностях, в полной концентрации на воображаемых действиях и ситуациях. Все ощущения от движений испытал внутри. И так «проехал» пару раз. На другой день сел – и как будто никакого перерыва. Проехал на пять с плюсом.

Точно так же можно заниматься и на гитаре. Не думайте, что  у меня шляпа съехала. Информация абсолютно проверенная личным опытом. Но тут вот какая особенность. У меня – за тридцать  с лишним лет истязательства себя гитарой наработана связь – «место на грифе – звук». То есть представив какую-то аппликатуру, я могу понять как она прозвучит, и наоборот, услышав в голове мелодию, я могу ее мысленно переложить на гриф. Если быть честным – не всегда правильно, иногда и ошибаюсь, видимо нужно чаще практиковаться.

Если рассуждать логически – то нужно в уме играть все тоже самое, что мы играем «вживую». Начинать с разминки – гаммы, может быть арпеджио, секвенции или вертушки. Потом переходить на какую-то партию, которую мы разучиваем… в идеале, нужно дойти до  мысленной импровизации на гитаре. Причем, подчеркиваю – не только «напевать» про себя с гитарным звуком, а именно в мельчайших деталях проживать свои действия – начиная от того, как мы сидим, держим в руках гриф, с какой стороны и как его видим при этом — вплоть до ощущения давления струн на кончики пальцев, как они сопротивляются при бендах, и так далее.

 А вот готовиться к этому можно и с инструментом в руках. Представляем ну, хотя бы кусочек гаммы,  одновременно прошевелим его пальцами, представляя как это играется на грифе. Ну а потом сыграть  и проверить – так это выглядит и звучит, как представлялось, или нет. Теперь попробуем какую-нибудь фразу… Ну вот – действуя таким образом, мы развиваем еще и предслышание фраз, что является важнейшим навыком для импровизатора. Важный момент – можно не пытаться совершенно точно представить – в каком точно месте грифа будет тот или иной звук. Не у каждого это получится. Важно другое – не абсолютное, а относительное звучание между звуками, которое даст нам та или иная аппликатура.

Ну вот и все – действуйте так, и вас попрет в импровизации, да причем может быть и лучше, чем от занятий с живой гитарой. Почему? Да потому, что схватив в руки инструмент, мы частенько начинаем играть не головой и чувствами, а пальцами. И на этом безмозглом «автомате» играем не музыку, а всякую немузыкальную фигню. А играя в уме, нам приходится экономить энергию на мыслительных процессах – тяжело это бесконечные поливоны в уме проигрывать — и лишние ноты мы отсекаем.

И кстати, в этом видео —  в самом конце —  я показываю, как заниматься не надо. Практически, та самая игра пальцами, без особого слушания и воспроизведения музыки. Проблема в том, что в этом отрывке я дурачился, разминаясь перед записью видеоурока, а ведь кто-то занимается так на полном серьезе!

Не делайте так smiley

Успехов!

<<МАКСИМАЛЬНО РАЗВИТЬ ИМПРОВИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ>>

Не забыть лайкнуть эту страницу!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий