НОВЫЕ ОТВЕТЫ – 3. С КАКОЙ СИЛОЙ ПРИЖИМАТЬ СТРУНЫ, ЧТОБЫ ИГРАТЬ БЫСТРО.

speed

Снова читатели моей почтовой рассылки подкидывают мне темы для постов.
Пишут письма в ответ, и очень часто вопросы бывают типичными.
Обычно я отвечаю один раз, второй, третий… а на десятый начинаю задумываться, — «Если об этом так часто спрашивают, не пора ли написать на блог, и просто давать ссылку?». Тем более что мои ответы по объему размером с хороший пост.

Так получилось и в этот раз. Пришло письмо от подписчика по имени Константин.

Цитирую:
«Доброго времени суток Михаил!

Приобрел ваш курс — ЛОГИКА БЫСТРЫХ ПАССАЖЕЙ.
Остановился пока на 5ом уроке — Формы. Возник вопрос, при разучивании форм, иногда возникает ощущение что левая рука (кисть) начинает сильнее давить на струны , скорее всего когда пытаешься выполнять задание быстрее
То есть пытаешься делать быстрее — рука как бы сильнее давит на струны — соответственно появляется усталость.

Подозреваю что это признак того что , что-то делаю не правильно.
Мне кажется, что нужно все делать под метроном и медленно, чтоб рука всегда была расслаблена, и в быстрый вариант все перейдет само собой, так ли это или все равно нужно пробовать оба варианта и медленно с метрономом и быстро.

Возможно, я глупость спрашиваю, в любом случае спасибо».

И вот мой ответ:

«Здравствуйте, Константин!

Нет, не глупость.
Вообще есть два полярных подхода в плане силы, применяемой при игре – «скоростной» (он же «расслабленный») и «силовой».
Последний чаще используется в блюзовой манере — где много довольно статичной (без частых перемещений вдоль грифа), «боксовой» игры.

В блюзовой манере часто тянутся бенды, играются дабл-стопы (по две струны на барре), и так далее. так что там действительно надо прикладывать больше усилий.
И там постановка кисти левой руки — в охват грифа, с опорой на большой палец.

В скоростной манере все немного по-другому, начиная с постановки — она ближе к классической (большой палец ниже, без полного охвата сверху грифа).

По усилиям.
Нужно действовать по принципу необходимой достаточности – то есть прилагать ровно столько, чтобы прозвучало в той манере, в какой Вы сейчас играете, и не больше.

Действительно, усилия надо контролировать сознательно, пока это не станет автоматизмом.

Как это сделать.
Для начала просто прижмите какую-нибудь ноту пальцем – так, как вы извлекаете обычно звук в медленном темпе и начните играть ноту медиатором.

Затем, продолжая извлекать, медленно уменьшайте усилие на прижимании струны.

В какой-то момент нота перестанет звучать — вы получите нечеткое, приглушенное звучание. А теперь чуть-чуть усильте нажим — только до того момента, когда снова появится четкий звук, но не сильнее.

Вот это ощущение надо запомнить и его добиваться.
То есть скоростные пассажи играются на минимально необходимом для звучания ноты усилии.
И вообще в левой кисти должно быть ощущение легкости. Прямо внушайте его себе.

И вот, очень важное психологическое приспособление, которое Вам поможет. Кстати, я его не применил в ЛПБ, а надо было бы!

Вот в чем суть:
Перестаньте называть игру с быстрым звукоизвлечением «скоростной».

Дело в том, что само слово «скорость» у нас подсознательно ассоциируется со значительным усилием.
У скоростной машины должен быть мощный мотор, скоростной бегун – спринтер – как правило атлетичный спортсмен, развивающий большое усилие на короткое время и так далее…

Поэтому, перестаньте употреблять такие слова, как «скорость», «скоростная игра» и т.п.

Вместо этого думайте и говорите об этом как о «беглой» игре.

В отличие от «скорости», «беглость» напротив, ассоциируется у нас с легкостью.
Вы подсознательно начнете прилагать меньше усилий.
Проверено на себе!

Мало того — моя Система скоростной игры, она вся близка легатной технике.
Я прямо говорю — хороший скоростной пассаж нужно построить так, чтобы его было возможно полностью сыграть легато — пуллами и хаммерами.

На самом деле у нас тогда есть выбор:
- извлекать ли каждую ноту медиатором (сыграть стаккато);
- извлекать ли каждую первую ноту в группе (чтобы подчеркнуть акцент на ней) а остальные – легато;
- или вообще, сыграть медиатором только при переходе со струны на струну, а все остальные ноты на этой же струне сыграть легато.

Все это должно быть возможно.

Так вот. Советую чаще играть именно легато.

По усилиям на легато.
Все точно так же. Когда мы только начинаем осваивать технику — да, нужно научиться «выбивать» ноты хаммерами и «выдергивать» их пуллами.
Но!
Едва только началось получаться, едва только поймано ощущение как играть в такой технике — нужно обязательно снова снижать усилие до минимального.
Тоже до такого уровня – «чтобы только прозвучало».

В таких скоростных легатных пассажах нет необходимости высекать каждую ноту, давать акценты. Четкие акценты — они конечно необходимы, когда Вам нужно подчеркнуть группировку нот, но акценты даются не на каждую ноту, а чаще всего на первую из группы. Ее и нужно играть медиатором.

Еще конечно очень четкое акцентирование нужно когда мы играем не в скоростной манере, а так сказать во «фразировочной» (это именно в блюзе, в силовой манере такое встречается) — там от этого очень зависит выразительность игры.

Так что акценты при игре медиатором со счетов не сбрасывайте. Но ЛБП не об этом.

Что касается медленного темпа.

Подход конечно неплохой с первого взгляда, однако в нем есть опасность.
При медленной игре мы нарабатываем технику, которая потом не работает при быстрой.

Поэтому не получится нарастить скорость. Или получится до какого-то невысокого предела, а потом пойдет «затык».

В чем именно будут ограничения в технике — вот так сказать сложно, но они будут. Это какие то вроде бы незаметные мелочи, неразличимые глазом нюансы.. но они есть.

Поэтому — как только Вы заучите «порядок движений» (т.н. «динамический стереотип») — сразу старайтесь сыграть в темпе выше умеренного.

Контролировать темп и ритмичность игры с помощью метронома — хорошая идея (несмотря на то что темп будет выше медленного)

Повышать темп нужно не с медленного, а именно с уже «выше умеренного». Именно так Вы выберете нужную технику.

Что касается манер — «силовой» и скоростной»..

На самом деле нужно играть в обеих — в зависимости от задач.
И постановка левой руки — она не прибита к грифу гвоздями.

Нужно сыграть протяженный быстрый пассаж, с движением вдоль грифа — играем преимущественно легато, расслабленной кистью, не пережимая струны. Постановка близка к классической.

Нужно сыграть фразы в блюзовой манере, в боксах — меняем постановку, берем гриф в охват, играем с большим напряжением.

Лично я делаю так (и кроме меня еще куча гитаристов, которые умеют играть :))

Надеюсь, Константин, что ответил»

Не забывайте комментировать статью!

Другие материалы по ответам на вопросы:
- «Новые ответы на старые вопросы-1»
- «Новые ответы на старые вопросы-2»

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий