
«Пи-пи. А-а», — это не о том, о чем Вы, наверное, подумали.
Это об импровизации.
* * * * *
Пи-пи. Пи-пи-пи, – заливается на гитаре Пейдж.
А-а. А-а-а, – отвечает ему голосом Плант.
Крутится магнитофонная кассета. Я слушаю «You Shook Me» с первого альбома Led Zeppelin. Я – в восторге!
Это 89 год. Я уже пришел с армии. До того я слышал Цеппелинов, наверное, пару раз – но они меня не цепанули. Не «цеппелинировали», так сказать. Наверное – еще не созрел.
А тут – такая мощь, такой напор!
И этот трюк с гитарно-вокальной дуэлью. Полное ощущение, что ты где-то на концерте и мужики отрываются на всю.
Потом я узнал, что в принципе так и было. Первый альбом был записан за 30 часов, и он во многом импровизационный.
Конечно, в этой части песни меня потряс Плант. Его высокий и гибкий голос, не уступающий гитаре. И то, как он моментально реагировал на пассажи Пейджа.
Но много лет спустя – когда я уже осознанно занялся импровизацией – в мою голову неожиданно пришел вопрос:
— А смогли бы они сделать наоборот?
Смог ли бы Пейдж так же отвечать на вокальные пассажи Планта?
Вот в чем тут штука.
У вокалиста в горле нет никаких аппликатур. Он не связан ни гаммами, ни привычными отработанными фразами.
У него только слух и умение управлять голосом.
Его реакция может быть моментальной и абсолютно интуитивной, без предварительного анализа.
(Вы пробовали импровизировать голосом? Только голосом, без гитары?)
И другое дело – гитарист!
Ему нужно:
— Услышать вброшенную со стороны фразу
— Осознать ее в завершенном виде
— И перенести её на гриф гитары!
Это если только просто скопировать.
А если нужно ответить с каким-то развитием? И чтобы первоначальная идея все же угадывалась?
Возможно ли такое для гитариста?
— Хорошая новость! Да. Это возможно.
Мог ли так сыграть сам Пейдж?
— Мое мнение на этот счет я выскажу, но чуть позже :)
Так каким же образом гитарист может моментально – и музыкально, а не как попало! – реагировать на чужие фразы?
— И собственно, зачем это вообще нужно?
Начну с ответа на второе – зачем это нужно.
Подумайте – как же назвать этот процесс, когда гитарист играет что-то, что он слышит в своей голове?
Неважно – сыграл ли это только что другой человек или нет. Как называется то, что играется без подготовки, не заучивая, сходу?
Ну-ну-ну?..
— Верно! Это импровизация.
Ответы на чужие фразы, чужие идеи – это импровизация. Конечно, если не играть при этом что попало. Если ответы были осмысленными и музыкальными – а не просто набором случайных нот.
Мало того. Такой способ – один из самых эффективных для развития импровизационных способностей. Он дает по-настоящему музыкальную игру, – «Играю то, что слышу». Сходу, а не через десять минут и пятьдесят попыток.
Далее. Как такое возможно.
Напомню, что делает гитарист:
— Слышит вброшенную со стороны фразу (идею)
— Осознает ее в завершенном виде
— Переносит на гриф гитары.
От такой последовательности действий невозможно уйти совсем.
Но поставить её «на автомат» и сократить её время до минимального, почти незаметного – можно!
И что для этого нужно?
Идем прямо по предыдущим пунктам:
— Развить слух и чувство ритма
— Развить свое воображение
— Развить связь между воображением и грифом гитары.
Чтобы это сделать – есть не одна, а несколько методик, которые дополняют друг друга.
Одну из них я показывал ЗДЕСЬ (Но вначале дочитайте Ээту статью – видео посмотрите потом)
А вот другая методика называется «Гитарная дуэль».
Её принято так называть.
И именно в этом названии есть кое-что, что сильно меняет суть обучающего процесса, что мне сильно не нравится!
Впрочем, до этого мы тоже дойдем…
Суть гитарной дуэли проста.
Один гитарист начинает – вбрасывает идею – другой ему сходу отвечает.
Вот что – навскидку – можно сделать с чужой гитарной фразой:
— Попытаться повторить её, и как можно ближе к оригиналу.
Это не так сложно, как кажется. Особенно если – фраза простая.
В любом случае можно расслышать её ритмику и сыграть пусть даже не точно по тем же самым нотам, но зато в такой же ритмике.
И ритмически одинаковые фразы ОЧЕНЬ похожи друг на друга!
Если Вы сыграли не точно такую же фразу – из этого вытекает пункт два:
— Сознательно что-то изменить в исходной фразе.
Поменять ноты, или немного поменять ритм. Добавить к ней пару нот, или наоборот, отрезать окончание.
— Попытаться перенести исходную фразу по диапазону, по типу секвенции – то есть начать играть её с другой ступени.
Или – технически – сыграть её в другом боксе, что тоже в итоге может дать секвенцию.
— Можно сознательно ответить на нее фразой в другой гамме.
Вам кинули вызов – например, какой-то цыганщиной в гармоническом миноре.
А Вы в ответ – Да вот тебе блюз! – и играете свой ответ в блюзовой гамме.
— И наконец – специально сыграть что-то максимально непохожее на выброшенную идею. Дать идею против идеи, противопоставить ее.
Выделим принципы работы в гитарной дуэли «вторым номером»:
— Присоединиться.
— Развить.
— Опровергнуть и предложить альтернативу.
Самое смешное, что ровно все то же самое можно делать и в одиночку – кидая идеи самому себе.
Но это менее эффективно и более затратно.
Во-первых – идеи имеют свойство быстро кончаться.
Гитарист-одиночка просто быстрее выдыхается.
Во-вторых – это работает в разы хуже, если Вы хотите развить свой слух, воображение и связь с инструментом. То есть – если Вы хотите развить импровизационные навыки!
Потому что здесь нет фактора неожиданности, нет чужого воображения, нет вызова.
Впрочем, дуэлиться с другим гитаристом проще, чем бодаться с тем же вокалистом.
Дело в том, что гитаристы – как правило – играют от аппликатуры, которую диктует гитара, от довольно стандартного набора фраз.
И если у Вас уже есть опыт, есть запас выученных и усвоенных гитарных фраз – это поможет.
Так могли бы Пейдж и Плант в этой дуэли поменяться местами?
Что было бы, если ведущим стал вокалист?
Вот к какому выводу я пришел спустя много лет:
— Пейдж, конечно, Великий Гитарист. Практически Гитарный Бог своего времени. Он – экспериментатор, композитор, звукорежиссер, новатор, гениальный компилятор и вообще харизматичный мужик.
Я был и останусь его почитателем и гитарным последователем.
И без сомнения он умеет импровизировать. Это понятно по концертным записям, где пятиминутные песни развозятся до двенадцати минут.
Он сочинил великие, бессмертные соло – в Whole Lotta Love, в Since I`ve Been Loving You, и конечно в Stairway to Heaven. И другие.
Но его импровизации – как бы сказать … мало музыкальны :)
Аппликатурные, одним словом.
Это просто рок, просто чистый концертный драйв и энергетика.
Конечно, он в свое время поднаторел в сценических дуэлях с Бэком и даже с Клэптоном.
Но быть ведомым в дуэли с Плантом, я думаю — он бы не вытянул.
Именно потому, что имел опыт в гитарных дуэлях.
Первое слово – «Гитарные». И о значении этого слова для импровизации все сказано выше.
Второе слово – «Дуэли».
— В чем гигантский подводный камень именно ДУЭЛИ,
— И как на самом деле нужно воспринимать и использовать эту методику, чтобы Ваше гитарное мастерство, Ваши импровизационные навыки выстрелили, как из катапульты…
Об этом я расскажу в следующей статье!
Не пропустите ее.
Один из самых великих людей своего времени, Архимед, произнес: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь мир». Ваши статьи, на моё мнение, осуществляют пользу в интересах граждан нисколько не меньше, чем упомянутый «рычаг» этого великого человека.
[...] инструмент развития импровизации. ПРОДОЛЖЕНИЕ. В НАЧАЛО >>> * * * * * «Бросаю Вам перчатку, fuckin` сударь!» — [...]