ПОЧЕМУ ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИТЕ ПРО «ОБЫГРЫВАНИЕ»?

Ershov

Кого обыграть собираемся — чехов на ЧМХ?  Или пару корешей в «подкидного»?

И действительно, что за выражение такое «обыгрывание аккордовых последовательностей»?

Давайте для начала определимся с тем, что такое аккордовая последовательность, а потом уже про обыгрывание поговорим..

Итак… У нас есть некое произведение. Только не классическое — в них, хотя и могут чередоваться аккорды — но это не совсем то. Скажем, это произведение — какая-то песня.

Н-да… громко сказано, хотя песня песне — рознь. Например Stairway to Heaven у моих любимых Led Zeppelin это точно произведение, хотя вроде бы и песня.. А.. ну, да..

Так вот. Отличительная особенность аккордовой последовательности — это то что аккорды в ней повторяются в определенном порядке. То есть, есть некоторый период повторяемости.

Например: Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am| Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am| Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am|

Вот если так посмотреть — то это конкретная абракадабра без начала и конца.  Давайте приглядимся внимательнее.  А что если ее разбить вот так?

 | Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am|

 | Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am|

 | Dm | G | Am | Am | Dm | G | Am| Am | Dm | G | C | F | Dm | E | Am|

 Вот эта — любая из трех строчек — и будет аккордовой последовательностью.

Она состоит из 15-ти тактов (по четыре четверти). Конечно, не совсем распространенная форма — чаще встречаются кратные четырем — 12-ти, 16-ти тактовые — ну, не суть важно. Бывает и такое. В таком виде аккордовая последовательность очень близка понятию «гармонический квадрат». Ладно, не будем сейчас лишними терминами голову забивать.

Так вот. У нее есть определенная тональность, и соответственно так называемый «тональный центр» — как бы «главный аккорд», аккорд, одноименный с тональностью.

В данном случае, это Am (Ля-минор). Во первых, он тут чаще всего встречается, и именно на нем заканчивается последовательность (И это даже важнее, чем с какого аккорда она начинается).

 А почему чаще встречается? Да потому что в него разрешаются другие аккорды. Например G (Соль-мажор) для него является VII ступенью, и конечно же тяготеет к Ля. Это разрешение мы видим в последовательности дважды. E (ми-мажор) это так называемая субдоминанта (V ступень). У нее, по моему, главная задача — разрешаться в первую ступень (здесь Ля то есть).

И этот процесс мы тоже видим — в конце последовательности.

 

 Ну что, с аккордовой последовательностью разобрались, переходим к обыгрыванию.

Зайдем опять  с «заднего двора» — с  аккомпанемента.

Вы замечали, что когда какой-нибудь искусный гитарист-аккомпаниатор играет сопровождение, допустим, песни, или делает т. н. «проигрыш», и не просто играет аккорды, а как бы добавляет, «расцвечивает» их дополнительными нотами — как это красиво звучит?

На самом деле, он к эти трем звукам, составляющим каждый аккорд, добавляет дополнительные ступени — чаще всего из гаммы этого же аккорда — и создает таким образом мелодическую линию. То есть, с нашей точки зрения — солирует. Не поливает, конечно, как Майкл Анжело Батио, но все же.

Потому-то и звучит красиво, «богато». Даже можно без кавычек. Богато.

Тоже самое — с классической гитарой. Партии так у них написаны, что чаще всего одновременно звучит и басовый и аккордовый аккомпанемент, и еще и мелодическая линия там идет.

Теперь о том, что получается у нас, когда мы играем импровизацию (ну или просто заученно солируем) под сопровождение.
Допустим, в последовательности идет наш любимый Ля-минор, это главный аккорд нашей тональности,  а мы играем душераздирающее соло в Ля-минорной пентатонике. Смотрим на картинку.

sootvetstvie_minornykh_akkordov_boxam_pentatoni
Допустим, мы сыграли в своем соло в  какой то момент тонику — Ля. Ничего особенного не происходит, Ля-До-Ми звучит аккорд в сопровождении — кто его там играет, ритм-гитарист или клавишник — не важно. И мы просто добавили еще одну ноту тоники — Ля. Все созвучно, в целом, если смешать в кучу ноты ритм- и соло- партии получается просто аккорд Ля-минор.
Ваша нота выделяется просто окраской звучания (вы же наверняка для соло дисторшн включите, ну или просто гитару выведете погромче).

Но вот вы с Ля перескочили на ноту Соль. На картинке аккордов с пентатоникой — в основном боксе пентатоники, допустим, будет на второй струне, VIII лад.

А что в общем миксе тогда? Соль, по отношению к Ля — это как мы уже говорили — VII ступень, септима. Кстати, очень неустойчивая. В общей куче с сопровождением звучат ноты Ля-До-Ми-Соль.

Поздравляем. Это — септаккорд. Кто там у нас джаз не любит?

Ну а если вы не из пентатоники, а из натурального минора, допустим Си бабахнете? Си — так то вторая ступень, однако, если она будет на октаву выше тоники (предположим у вас клавишник на сопровождении и играет именно так — Ля-До-Ми, а вы туда Си добавили), то считается что это уже девятая ступень.
Поздравляем еще раз — это нонаккорд получается. Еще больше джаз…

 И вот так, перебирая в соло ноту за нотой — неважно из пентатоники, из натурального лада, или даже ненатурального — вы добавляете к аккорду, звучащему в сопровождении какие то ступени — чистые, или повышенные (пониженные).

Вот это и есть обыгрывание аккордовых последовательностей.

И соответственно, если у вас ступень добавляется не аккордовая, которой нет в сопровождении, то и общее звучание становится богаче, однако при этом будут создаваться неустойчивости. Бояться этого не надо — наоборот. Неустойчивости создают движение мелодии. Надо только уметь их красиво и в нужный момент разрешать.
Чуть не забыл.. А если аккорд сопровождения сменится, а вы будете впиливать ту же Ля-минорную пентатонику?
А ничего. Если это аккорды из аккордовой последовательности, значит — с большой долей вероятности — что у их гамм будут общие ноты. И, возможно, вы в них попадете. Только для другого аккорда те же ноты будут (как показывалось в «5 шагах к Свободе!») — совсем другими ступенями.  И будут звучать совсем по другому.

А в следующий раз поговорим о том — что получается, когда мы не под клавиши, или «правильную гитару с полными аккордами» играем, а под одну только «басуху», либо «примоченную» тяжелую гитару. Там же вроде аккордов вообще нет — одиночные ноты, или эти, как их … рифы мочат..
На самом деле, все просто. Но в следующий раз.

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “ПОЧЕМУ ВЫ ВСЕ ВРЕМЯ ГОВОРИТЕ ПРО «ОБЫГРЫВАНИЕ»?”

  1. Здравствуйте!
    Я проходил несколько месяцев назад Ваш курс «5 шагах к Свободе!», и я довольно часто играл аккомпанемент и заметил интересный факт, то что тоникой бывает удобно выбирать не самый часто встречаемый аккорд (в смысле его одноименную ноту), а даже тот аккорд которой вообще не встречается… Например Em C G D, в принципе более менее можно обыграть в тональности ми-минор, но можно и в си-минор, в этом случае аккорд аккомпанемент звучит более уверенно и красиво. Тоника си находиться на 7 ладу 6 струны, а если на 7 ладу поставить баре, то можно играть аккорд ми с тоникой на 5 струне. Похожая последовательность Hm G D A хорошо обыгрывается в тональности фа-диез-минор. Выходит хорошая тональность находиться на квинту от основной тоники. Также можно играть натуральный минор, но лучше на нотах которые он добавляет не задерживаться…
    Может быть кому-то эта информация будет полезна.

    PS прощу прошения за сумбурность.

  2. Сергей:

    Я так пытаюсь аккордовый аккампонимент к песне подбирать, и очень часто сталкиваюсь с тем, что именно в квинту к мелодической линии звучит правильный аккорд.Интересно бы было выслушать комментарии автора к подобным закономерностям.

Оставить комментарий к записи Илья