ВЕРТУШКИ-2. ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ.

гитарные вертушки

ПРОДОЛЖЕНИЕ. В НАЧАЛО >>

Как сделать так, чтобы придуманная самостоятельно (стыренная у кого-то  »с рук», снятая на слух, слизанная из табов) вертушка работала? Куда, в какое место гитарного грифа ее вставить? Как учить, чтобы потом гарантированно сыграть?

Давайте разберемся.

 

 

Предположим, вы «получили» одним из перечисленных выше способов какую-то вертушку. Предположим, что если записать ее табулатурой, она будет выглядеть так:

1


Итак, у нас короткий бенд на полтона в самом начале, потом чередуются две ноты на второй струне. Звучит круто, можно сыграть и полностью медиатором или легато — «пулом» и «хаммером» на первой струне. Но прежде всего нам надо с ритмом вертушки разобраться. Ритм записывается нотами…

Итак. У нас здесь нарисовано 12 звуков, извлекаемых на грифе. Причем явно видно, что это повтор одной и той же группы нот — 2 х 6. Вот эти шесть звуков — и есть собственно вертушка. Тут у нас два варианта — либо это две триоли. либо секстоль. В чем разница:  каждая триоль играется на один удар метронома (предположим у нас ритм четыре четверти), а значит в одном такте будут четыре триоли.
То есть в табах у нас и записан один такт.  А вот если бы это были секстоли, то там шесть нот и играется на один удар метронома. Соответственно, в табах было бы записано всего половина такта.  Практически это значит вот что — секстоли играются при том же темпе (допустим, 100 ударов в минуту) в ДВА раза быстрее, чем триоли.
И если взять на самом деле 100 ударов, то выходит, что на один удар приходится всего 0,6 секунды. а на одну ноту секстоли — 0,1 секунды. Значит в одну секунду нужно извлечь 10 нот.

Ну не знаю как вам… говорят Ингви Малмстин 22 ноты в секунду играет,  а какой то там бразилец «полет шмеля» в темпе более 300 ударов в минуту сыграл (по моему, это уже не музыка, а спорт чистой воды)

Следующие отличие двух триолей от одной секстоли — ритмические ударения. В каждой триоли есть сильная доля — первая нота. И в каждой секстоли — тоже одна сильная доля. В общем, давайте уже выберем что- то одно. Допустим, триоли.  Тогда вертушка будет выглядеть так:

2

Вроде правильно. Однако когда играешь, выдерживать эти ритмические ударения здесь сложно…
Вот сейчас спорная часть пойдет. Предвижу критику со стороны профессиональных музыкантов.

Но я за практику, и за наиболее простые, органичные что-ли решения проблемы, без лишнего изнасилования самого себя. Гитара (тем более электрогитара!)  имеет свои особенности. Аппликатура, штрих (направление движения медиатора при извлечении звука), возможность играть легато…

Часто реальный ритм на самом деле помогает — цепляешься сознанием за эти ритмические ударения, и все само собой «вылетает».

Но здесь похоже не тот случай.
Тогда можно использовать психологический прием: мысленно вынести ударение с первой на ТРЕТЬЮ ноту вертушки .  Или на третью и пятую. У меня получается вообще что-то такое:

4

«Ну это же совсем, совсем не то!»  -  брызжа кипятком, скажут профи.
Знаете, что… на высокой скорости, в которой играются вертушки, да с эффектом перегруза, который «съедает» динамику звука  - эти нюансы будут совершенно незаметны. Повторяю — это психологический прием.

Второе. Правильно определим пальцовку левой руки. Тут главное, чтобы работа была равномерно распределена, и чтобы к началу следующей вертушки, палец заранее «освобождался», чтобы сыграть первую ноту. И второе. В этой позиции (10 лад) предпочтительнее играть не 1-3-4 пальцами, а 1-2-3. Это и по расстоянию удобнее (1 и 2 пальцы работают «через лад»), и попеременная работа пары пальцев 2-3 эффективнее чисто физиологически, чем 3-4.
Вернемся к правильному, «классическому» изображению триолей  :-))

с пальцовкой

Теперь очень важная часть — штрих. Иначе ни хрена быстро сыграть не получится.

Человеку всегда удобнее начинать играть ударом вниз. Будем людьми — так и сыграем. А потом перейдем на экономичный, быстрый и логичный переменный штрих.

3

Часто бывает, что со следующего повтора вертушки на первой ноте штрих меняется с «сверху вниз» на «снизу вверх», да так потом и остается. Что мы и видим.

А в самом начале у нас два удара «сверху вниз». Это тоже можно сказать правило: при межструнном переходе звук извлекается в сторону движения от струны к струне.
Противоречат ли эти два правила друг другу? —  Вовсе нет!
Первую вертушку мы начинаем играть сверху вниз (как удобнее), вторая нота первой вертушки также играется «сверху вниз» (в направлении движения от струны к струне), первая нота второй вертушки играется ударом «снизу вверх» (также в направлении движения)

После того, как мы отработаем исполнение вертушки (об этом будет сказано ниже), жесткое пилилово нам обеспечено!

Так… пилилово… А  где ее пилить то? Как где — начиная с 10 лада, мы же так ее придумали (сняли, стырили, слизали)!
Ок! А в какой тональности сопровождения?

Давайте-ка откроем аппликатурную схему расположения ступеней на грифе гитары:

диатоника_1

Вот она где! Ну просто явно видно «наши пальчики» на этой вертушке.  А что это — минор, мажор? Или лад какой нибудь, вроде дорийского?
А вот это уже вам решать! На самом деле это может быть и минор и мажор, и дорийский лад ( и еще несколько натуральных ладов).
Все зависит от того, куда мы на этой схеме «засунем» тонику.

Чаще всего, однако, в роке мы обыгрываем в миноре. Поставим тонику так:

диатоника-минор_1

Ну вот, натуральный минор. Скажу больше, учитывая табулатуру и лады, на которой мы записали вертушку — это Ля-минор :-)) Третий бокс на грифе.
Давайте, для наглядности лады под схемой проставим:

с ладами_1

А что если я не хочу в Ля-миноре играть? Надоело!

- Нет проблем.

Перенесем эту форму вертушки ВМЕСТЕ СО ВСЕЙ СХЕМОЙ — выше или ниже по грифу. Табулатурная запись тогда изменится, а вот на аппликатурной схеме достаточно просто переписать номера ладов:

с ладами_2

Вот так будет выглядеть Соль-минор.

Но и это далеко не все. Мы получили некую ФОРМУ вертушки, ее аппликатурную модель. Можем ли мы ее перенести в другие места общей схемы, и играть там?
- Да не вопрос!

диатоника-минор_2

Айн.

диатоника-минор_3

Цвай.

диатоника-минор_4

Драй. Правда по нотам получается то же что и самая первая наша вертушка, но на октаву ниже!

Итого получается вот так:

диатоника-минор_5

И вот еще что. Давайте вспомним, что в начале вертушки мы играем бенд на полтона. Значит фактическое звучание у нас по таким ступеням гаммы происходит:

ступени вертушки -обрезка

А это значит, что, учитывая бенд, мы можем ту же форму впиндюрить в еще одно место на схеме, как минимум.

диатоника-минор_6

Вот так!

А что будет, если аккорд в сопровождении поменяется?
Учитывая, что в большинстве роковых композиций аккорды сопровождения строятся от ступеней одной гаммы (диатоническая последовательность аккордов — см. видеокурс  »Главное оружие импровизатора», входящий в суперкурс «Мастер рок-импровизации«) одной гаммой можно обыграть всю последовательность. То есть, эти вертушки в этой тональности будут работать почти всегда.

Конечно, ее ноты будут становиться по отношению к аккорду сопровождения другими ступенями, и будут звучать совершенно по разному…  Но будут!

И ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ОДНА ПРОСТАЯ ВЕРТУШКА. И СКОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЕЙ!

Ф-фу…  сбавим темп. Теперь про отработку.

Разучивать. конечно, нужно в медленном темпе. Хотя эта вертушка простая, чего там разучивать…
А вот отрабатывать — в среднем, постепенно повышая темп. Почему? Потому что играя быстрые пассажи в медленном темпе, мы закрепляем неверные навыки, которые в быстром темпе НЕ РАБОТАЮТ!

Лучше сразу стараться играть относительно быстро, конечно следя за звукоизвлечением, и чтобы грязи в звуке не было. Но после того, как мы распределили пальцовку и штрих, сыграть быстро будет легко.

Идеально будет использовать метроном. Так и ровнее получается, и можно следить за прогрессом в темпе. Удар — три ноты, и т.д. И реальной ситуации не начнете пилить как попало. Быстрая игра только тогда слушается круто, когда она еще и аккуратная. «Каша» вообще не впечатляет, так что заваривать ее изначально и смысла нет. Мы же хотим создать впечатление быстрой, «техничной» игры, крутизны добавить в соло. Используя при этом практичный и экономичный способ с быстрыми результатами.

Итак. Вот наш алгоритм действий.

1) Берем вертушку. Она изначально предполагает логичную и экономную работу пальцев левой руки.

2) Определяемся с ритмом. Если нужно, используем психологические приемы «переноса» ритмического ударения.

3) Разбираем штрих, согласно правилам выше. Вставить исполнение легато — «pull-off» и «hammer-on», если в этом есть смысл.

4) Определяемся с ее «местом на грифе». Где ее еще можно применить в той или иной тональности.

5) Разучиваем с правильным ритмом, штрихом, пальцовкой.

6) Отрабатываем под метроном, повышая темп до максимального (но без «каши»).

7) Репетируем вертушку под реальное сопровождение. Придумываем к ней варианты «входов» и выходов». Стараемся, чтобы суметь сыграть ее в любой нужный нам момент.

8) Выходим на публику и «убиваем» ее нашим исполнением!

А знаете… Это ЕЩЕ НЕ ВСЕ.

Мы получили некую последовательность работы пальцев левой руки «по ладам» гитары, и рисунок штриха на правой руке. Кто называет это паттерном,  кто еще как…  Я же предпочитаю говорить про «динамический стереотип». Вот мы его наработали в одной вертушке. А можно ли его еще как-то использовать?

Да! Еще как!

Поэтому  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий