ВОТ ЧТО МНЕ ДАЛО СВОБОДУ В ИГРЕ СОЛО. ЛИЧНАЯ ИСТОРИЯ

Mikhail_Rusakov_FREEDOM

Сегодня я расскажу целую историю:

Когда-то давно — более 30 лет назад, я начал играть на гитаре.

А еще через какое-то время, наслушавшись гитаристов из групп, которые сейчас  называют (да и тогда уже называли) «классикой рока» — Джимми Пейджа из Led Zeppelin, Ричи Блэкмора из Deep Purple, Дэвида Гилмора из Pink Floyd – я увлекся игрой гитарного соло.
Тогда я еще не задумывался об импровизации.  Как и большинство гитаристов того времени (а дело было в конце 1980-х), я просто пытался «снять» на слух их соло.  Табов еще не было (не говоря о Guitar Pro), никаких уроков в YouTube, как сейчас.  Да и вообще, информации было очень мало. Мой путь в соло-гитаре начинался в слепую, методом «ненаучного тыка».

Кстати, и это – первое из обстоятельств, которое натолкнуло меня на импровизацию, и помогло ее освоить. «Съем на слух» — дело непростое, кропотливое и не всегда  у меня хватало терпения «снять в ноль». Потому я часто заменял точное воспроизведение чем-то своим, но похожим.  А поскольку было лень зубрить еще и самого себя, это «что-то свое» с каждым разом изменялось и модифицировалось .

А на втором обстоятельстве я хотел бы остановиться подробнее. Эту историю я рассказывал в своей книге «Записки гитарного хардгейнера». Тем не менее, вкратце перескажу сейчас.
Поскольку я снимал гитаристов, базирующих свое соло на блюзовой манере (и Ричи Блэкмор, кстати, тоже поигрывал такое), то я подспудно начал замечать какие-то общие закономерности для их соло. Но не мог самостоятельно понять, выразить и применить. «Съем» давался очень тяжело.

Прорыв наступил, когда мой сосед по общаге (а они сплошь были профессиональные музаканты) показал мне аппликатурную схему пентатоники.
И тут меня озарило! И понесло…

Я начал снимать все подряд, миксовать пассажи из разных соло, изменять их по своему усмотрению и играть ими под разные минуса.  Это уже была импровизация.

Дело в том, что пентатоника – такой звукоряд, что в нем трудно, находясь в тональности, сыграть какую-то «левую» ноту.  Практически невозможно. Все они – отлично ложатся на сопровождение.
И это освободило меня от страха ошибиться, и сыграть что-то не то.
Это знание дало мне С В О Б О Д У.

С другой стороны, пентатоника – основа для блюзового соло. А поскольку я учился на творчестве «околоблюзовых гитаристов», да и вообще, для блюза характерна импровизация (это важнейшая, одна их определяющих составных стиля), то импровизация у меня поперла именно в блюзовом ключе.

Блюз дал для этого все предпосылки.  Простая, по сути – если отбросить все проходящие аккорды – трехаккордовая гармония, очень предсказуемая. Это дает возможность заранее знать и чувствовать, какой аккорд будет дальше и как его обыграть. И не думать об этом. Все внимание можно сосредоточить на главном – на эмоциях в игре.

Я уже мог сосредоточиться на фразировке, на яркости игры, на исполнительских приемах. Фразировку я тогда развивал неосознанно, тоже «в слепую».

Гораздо позже я пришел к необходимости работать над фразировкой целенаправленно.
Гораздо позже я узнал, что в блюзе применяется не только (и не столько) пентатоника, но и блюзовая гамма, и другие лады.
Гораздо позже я осознал, что очень важная, если не главная часть в роковом и блюзовом соло – это не столько звукоряд, сколько ритмика.

Но тогда это был прорыв. Импровизация под блюзовый аккомпанемент и в блюзовом стиле «развязала мне руки», освободила мой ум и выпустила наружу мои эмоции. Что и есть Музыка.
Я смог приспособить все это для игры не только под блюзовую гармонию, но и практически под любую. Я получил Cвoбoдy.

И ВЫ ТОЖЕ ТАК МОЖЕТЕ!  (Клик на ссылку!)


P.S.  И да, — Даже если Вас не интересует cвoбoднo импровизировать на гитаре, все равно прошу перейти по cсылкe. Я там так старался — делал сайт, собственными кривыми ручками, по новой для меня технологии… буквально наизнанку вывернулся, чтобы «сделать красиво»! Сайт этот проживет всего до четверга, 09.06.16. Мне будет безумно жаль, если Вы не оцените моих стараний! Загляните хотя бы просто посмотреть smiley 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий