ОГРАНИЧЬ СЕБЯ И СТАНЬ СВОБОДНЫМ!

свобода и ограничения

Ай-яй-яй! И я туда же! Две тысячи лет философы перемалывают вопросы вроде: « А можно ли прийти к свободе через ограничения? А являются ли ограничения обязательным условием достижения свободы?». В – общем – та же история, что и с дедушкой Гегелем – сплошное единство и борьба противоположностей. Но я не философ, а практик гитарной импровизации. И, как практик, даю однозначный, очень короткий и точный ответ – «Да». И сразу же перехожу к практическим советам. Этот гитарный урок – отрывок из второй половины книги «Секреты импровизатора», над которой я сейчас работаю.

«Общая и великая проблема для всех импровизаторов – собственные шаблоны. Как мы обычно начинаем импровизировать? Да очень просто – включаем минус и начинаем что-то наигрывать. Оригинальная тема у нас появляется крайне редко, и в большинстве случаев мы замечаем, что переиграли уже почти все свои заготовки. И так раз от разу. Конечно, мы можем оттачивать их бесконечно, и наслаждаться своим безупречным исполнением, но рано или поздно нам самим станет скучно. Что уж говорить о тех, кому придется это слушать?

Казалось бы – парадокс! Нам дана почти полная свобода, а мы сами лезем в свои же заготовленные рамки. А если пойти от обратного?
Давайте-ка поиграем (здесь два смысла – и «на гитаре» и «в игру») – зададим себе ограничения изначально. Но не те, к которым мы привыкли! А уж внутри этих рамок постараемся выжать максимум свободы. Это нас заставить по-другому и думать и чувствовать, мы попробуем другой творческий подход. И вот что я вам скажу сразу – этот метод действительно работает!

И сразу же к конкретным примерам. Кстати, великий Стив Вай призывал практиковать медитацию на ноту – извлекать один и тот же звук в течение часа, и при этом ни о чем постороннем вообще не думать. Я к такому экстремизму еще не созрел. Дадим чуть больше свободы.

Еще раз вспомним – как мы в 90% начинаем… Определили тональность, тут же поставили руку в основной бокс, бенд на второй струне от седьмой ступени к тонике и… понеслась по накатанным рельсам.

1. Всё! Забудьте про боксы. Их нет. И вообще нет шести струн – только одна. И на одной, любой одной струне, можно импровизировать во всех тональностях – по меньше мере в пределах одной октавы. Да еще с хвостиком. Начинаем с самой тонкой – с Ми. И вот в чем особенность – игра на одной струне буквально заставляет нас искать в импровизации мелодию. Больше нет привычных боксовых «поливалок». Зато у нас есть возможность (которая впрочем была у нас всегда, мы просто не обращали на нее внимание) – делать широченные глиссандо (слайды) – на октаву или даже больше. Именно их любит тот же Стив Вай.
Мы можем играть трехнотные вертушки – на месте и в движении вверх или вниз, у нас есть теппинг, бенды, флажолеты, трели и тремоло, и, конечно же, вибрато. Оно одно только многого стоит. Не нужно так играть целый час – одной трехминутной композиции вполне хватит. Затем другая струна. И так далее. С толстыми струнами, кстати. будет сложнее. Там ближе к диапазону ритм гитары, не так певуче… но может, как раз с ритмом и поиграться?

2. Импровизация с применением только аккордовых тонов (устойчивых нот). Представьте, что в нашей гамме всего три ступени – I, III и V. Что с ними можно сделать?
Во-первых подобная импровизация дает очень хороший побочный эффект – мы запоминаем на грифе расположение самых важных для нас нот. Причем, когда в сопровождении сменяется аккорд, эти ноты соответственно, тоже меняются.
Скажем по другому. Обыгрывая всю последовательность аккордов одной гаммой, мы не всегда имеем в ней все устойчивые ноты для каждого из этих аккордов. Запомнив и почувствовав опорные тона для любого аккорда сопровождения, мы всегда сможем добавить их в нашу импровизацию на основе одной гаммы.
Итак, используя только устойчивые ноты в импровизации, мы фактически арпеджируем эти аккорды сопровождения – одно арпеджио за другим. Можно делать это прямолинейно – простым движением от низких нот к высоким и обратно. Можно разнообразить арпеджио, сделав это движение не прямолинейным, а ступенчатым – играя группами нот, возвращаясь «с половины дороги» назад – секвенциями. А можно вообще играть ноты вразброд, перескакивая через ступени.
Имея в распоряжении всего три ноты, поневоле придется разнообразить мелодию ритмическим рисунком, сменой длительностей нот – играть четвертыми, восьмыми, шестнадцатыми, или триолями.

Следующее — важно. Я не раз упоминал о тяготении и разрешении нот, которые вызывают ожидания слушателей и «оправдывают» эти ожидания. Этот принцип лежит в основе любой мелодии, и тем более в основе импровизационной игры. Здесь же мы имеем всего три ноты, и все три — устойчивые. И это нам даст толчок почувствовать разницу в их устойчивости. Например, III ступень — наименее устойчива из этих трех. Соответственно, более остальных подходит для создания тяготения.

Вспомним о том, что неустойчивость вызывают и быстрые пассажи. Это повод попробовать игру теппингом аккордовых тонов на одной и нескольких струнах.
Я сам не большой любитель свипа («метлы»), но здесь и она будет вполне уместна.

3. Не играть на двух соседних струнах. Это очень непривычно. Но что это нам может дать? Мы опять таки разбиваем «боксовую» модель, навязывающую нам наши стереотипы. Здесь мы можем начать мелодию, допустим на третьей струне, и неожиданно продолжить ее на первой, что может дать свежий мелодический оборот. 

Или же сыграть быстрый пассаж с межструнным скачком – например, повторив аппликатурную модель 4-3-1 на первой и третьей струнах, мы получим смешение натурального минора и блюзовой гаммы (при условии, что тоника – на первой струне (1).
Можно попробовать арпеджио с пропуском струны в духе Пола Гилберта. Постепенно дискомфорт уйдет, а мы получим свежие идеи и «слом шаблона».
У импровизаторов на других инструментах – например духовиков-джазменов – нет, как у гитаристов определенных позиций, «боксов», диктующих мелодику игры и пассажи. И потому они фразируют свои импровизации совершенно по-другому, чем большинство гитаристов. Наше «боксовое» мышление – и наш плюс и наш же минус. Попробуем временно ограничить себя от него.

4. Вообще идея с межструнными скачками – очень плодотворна. Можно взять ограничение — играть гитарную схему «через две» или «через три струны». И если совместить с идеей игры на одной струне, и поимпровизировать под сопровождение с такими условиями – эффект будет потрясающий.

5. Играть бендами каждую вторую ноту. Тут мы, во-первых, получаем хорошее упражнение для самоконтроля, считая до двух… Во-вторых, научимся тянуть бенды точно к нужной нам ноте – не больше и не меньше. И изучим возможности игры мелодии подобным способом. Не будет ли такое обилие бендов перебором? В реальной ситуации их можно оставить и меньше – там, где это будет эмоционально и логически оправдано. Но навык точно и вовремя тянуть ноту останется. Как и останется чувство вкуса к мелодии, сыгранной бендами.

Подобных идей можно придумать десятки, если не сотни. Вот только некоторые из них:
- Играть каждую ноту при помощи слайда (здесь — не бутылочного горлышка или обрезка трубы, а скольжением по струне пальцем).
- Играть все только: четвертными нотами, восьмыми нотами, шестнадцатыми нотами, триолями…
- Подтягивать бендом каждую ноту.
- Использовать только определенные струны, исключая остальные… Тут простор для фантазии огромен – играть на 1-ой, 3-ей, и 5-ой; играть на 2-ой, 4-ой и 6-ой; играть только на 1 и 6-ой; не играть на 4-ой и так далее…
- Играть все ноты только стаккато, или тремоло на каждую ноту.
- Все играть только легато (вот тут пригодятся навыки на одной струне — ибо это слайд, пул, хаммер и теппинг).

И вот что еще важно. Поначалу это все вызовет дискомфорт. Любое ограничение дает рамки, о которые мы как бы тремся. Но постепенно наши умения и фантазия развиваются. Мы как бы расширяем нашу зону комфортной игры на гитаре – отвоевываем новые территории. И отвоевав его, становимся более умелым исполнителем и разнообразным импровизатором. Дискомфорт – верный признак освоения чего-то нового, движения вперед.

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий