
У гитарных преподавателей и производителей курсов есть свой «бэкстейдж».
Обычно этот процесс всегда остается в тени. Никогда не понятно — почему, откуда появилось желание взяться за ту или иную тему.
Александр Никонов нарушил «обет молчания» :)
======
Я получил от Михаила картинку для титульного листа и поставил ее на место. Архиватор начал запаковывать файл.
Мой красный Ibanez стоял в углу и всем своим видом просил заменить струны и почистить гриф.
Ему пришлось изрядно потрудиться за эти пять месяцев. Как и мне.
Архиватор закончил работу. 359 мегабайт.
Всего? – усмехнулся я, — А кажется, что тут 10 тонн.
Пять месяцев назад, в феврале, мы проводили в нашей группе конкурс блюзовой импровизации.
И я радовался. Радовался двум вещам:
1. Высокой активности участников
2. Тому, что мы с Михаилом сразу прописали условие – лично мы не судим конкурсные записи. Потому что…
Потому что лично я не смог бы судить. В большинстве случаев.
И – на самом деле – меня это очень расстраивало.
Вот почему:
Почти в каждом ролике было видно, что человек старается. Выкладывается.
И, наверное, он хочет, чтобы до нас дошли какие-то его эмоции – грусть, радость, или вообще что-то глубоко личное.
Но все это летит к чертям.
Вижу ссылку на новый ролик, с нетерпением открываю – и через несколько секунд надежда в очередной раз сменяется досадой:
– Как же так? Ну, вот видно – человеку нравится играть, он любит гитару. Как и я. Но откуда тогда вот эти неуверенные перемещения по грифу, кривое интонирование и туева хуча других немузыкальных косяков, которые убивают все?
Я не злюсь, не язвлю, не чувствую своего превосходства.
Я просто расстроен – до глубины души.
– Мы тут говорим о блюзе, о фразировке, о гаммах и обыгрывании аккордов. Пилим уроки, снимаем видео. Для чего? Все – бессмысленно! Если нет самой основы игры – техники.
Мне нравится активность, смелость, стремление к творчеству у наших конкурсантов.
Для того чтобы все это начало работать – нужно совсем чуть-чуть.
Осознание, что без возможности свободно выражаться на инструменте, без «развязанных рук» – нельзя.
Техника для гитариста – это начало начал.
Без нее невозможно передать свои музыкальные идеи, свои мысли и чувства. И чем более они богаты, тем более высокого уровня должна быть твоя техника.
Ты можешь знать множество фраз, и даже уметь их к месту применять.
Но если они звучат криво, грязно и без всякой краски, то о внимании слушателя ты можешь забыть. Он даже может не понять в чем дело, а потом просто скажет, – «Не зашло».
Я ни в коем случае не считаю себя идеалом техничного гитариста. Думаю – вряд ли вообще кто-то скажет так про себя.
Но я слышу и вижу разницу между тем, что в конкурсных видео – и тем, как это должно звучать.
Вот оно! – Нужен курс по технике.
Это – действительно то, что нужно.
Только вот что.
Я играю на гитаре 17 лет. И всегда понимал, как важна техника, целенаправленно ей занимался. Как мой опыт сжать и систематизировать? С чего начать и чем продолжить?
Для того чтобы это сделать – нужно понять, почувствовать, вспомнить:
– А каково это, когда нет техники? Когда просто трудно играть и пальцы не переставляются по грифу?
А я, блин, забыл…
Так началось мое расследование. Мое погружение к началу.
Мне повезло, что на своем пути я оставлял много документов.
Хотя мне всего 30, я – «старообрядец». Очень люблю записывать руками – вести всякие блокноты, вообще люблю формат handbook.
Вот эти мои записи и вернули меня в прошлое.
Разбирая их, я вспоминал себя прежнего.
То, что мне тогда казалось важным – и то, что оказалось важным на самом деле.
Так я уловил правильное состояние и понял с чего начать.
Второй этап – выбрать формат.
– Наверное, видеокурс. Ведь это так естественно, когда ученик сидит как бы напротив учителя и снимает с рук.
В тот момент я еще слабо представлял себе во что вляпался.
Третий этап – идея.
Идея – это не о том, что «вот… нужно сделать курс по технике».
Это о том, чтобы он понравился, чтобы давал эффект.
Чтобы те, кто им пользуется – получили результат.
Почти все идеи приходят мне в голову перед сном. Я ложусь спать… и тут мозг, весь день просчитывающий исходные варианты, щелкает – и выдает решение.
Я вскакиваю и бросаюсь к спасительному блокноту.
Главное в том, что во всех свои курсах я даю не только «рыбу» — готовое решение, но и «удочку» – как легко найти подобное решение, но уже под себя. Здесь должно быть то же самое.
Четвертый этап – план.
– Что будет входить в курс?
Переменный штрих – однозначно. Легато – тоже самое. Что же еще? Double hand Tapping? – Нет, все должно быть монументально.
Знания, которые пригодятся абсолютно каждому.
Так и получились главы курса – Переменный штрих, Свип, Экономный штрих (глава «Арпеджио»), Независимость пальцев, Развитие скорости, Легато и Бенды.
Пятый этап – контент.
– Какие именно упражнения должны быть в каждой главе?
Я занимаюсь гитарой 17 лет – прочел множество книг по технике и просмотрел терабайты школ на эту же тему.
В них почти никогда не встречается Система.
А мне нужно привести мои упражнения к общему знаменателю.
Чтобы было понятно, зачем и почему человек делает именно это, а не что-то другое.
От элементарного и сразу понятного – к более сложному и прикладному.
Но чтобы логика выполнения всех упражнений осталась абсолютно прозрачной. Чтобы не нужно было вначале ничего заучивать – а просто брать и сходу и заниматься.
Получилось 263 упражнения. М-да-а-а…
Стоп! Что-то не клеится… Видеокурс?
– Нет. Это просто нереально. Потянет на 10 Гб в сжатом виде.
Как такое скачать? А загрузить в телефон, в планшет?
– Планы меняются. Отставить видео!
Запишем все примеры в длительностях – на pdf.
Но – новая проблема!
Далеко не каждый знает, как читать длительности нот.
Вспомнил себя – я, пока не поступил в Колледж Искусств, и жизнь заставила – тоже в них плюхался.
– Значить нужно записать аудиопримеры. 263 аудио.
Шестой этап – запись.
Вы знаете, теперь я дико сочувствую студийным музыкантам, которые годами пишут треки!
Я в полной мере осознал их боль. :)
Наверное, Михаилу жить проще. Он все время талдычит про принцип «необходимой достаточности». А я – перфекционист.
Один раз струна лязгнула – переписываю.
Один раз чуть мимо клика – переписываю.
Злюсь на гитару – плохо играет!
Стоп. Это не она плохо играет – это я ошибся. Я – человек, не робот. Переписываю.
Это продолжается три недели подряд.
Пишу днем. Пишу вечером. Иногда ночью.
Закончил писать все примеры. Переслушал.
Не понравились 20 примеров. И …Переписываю!
Теперь нужна была какая-то фишка. Что-то, что облегчало бы человеку работу. Так появились табы полных версий всех упражнений в формате Guitar Pro.
В книге даны примеры на 1-2 такта. Этого совершенно достаточно, чтобы понять логику самого упражнения и не растягивать материал до космических масштабов.
Но лучше, чтобы человек просто открыл табы, включил дорожку и занимался по тому плану, который я даю.
И я прописал все упражнения из книги в полном их варианте – со всеми своими рекомендациями и дополнительными заданиями.
Только в Guitar Pro.
Казалось бы все, и можно вздохнуть.
Но… – А как тот, кто занимается, поймет – играет ли он с правильной техникой эти упражнения или нет?
Решение приходит быстро.
– Видео! Вот здесь оно нужно!
Я так раньше не делал. Обычно чек-лист – это пояснение с графикой, рекомендациями и заданиями, которое прилагается к видеокурсу.
А тут – все наоборот.
На видео можно дать все тонкости техники – буквально по главам.
Так я и сделал.
Седьмой этап – видео.
Это небольшой –на 8 минут – видеоурок, в котором записал основы и распространенные ошибки при выполнении легато, переменного штриха и т.д. Да, эти вещи проще один увидеть, чем сто раз о них прочесть!
*****
Позади пять месяцев.
Моему красному Ibanez нужен отдых. И мне, похоже, тоже.
Я закончил заливать архив на хранилище и скопировал ссылку.
359 мегабайт. В них 17 лет моих занятий гитарой, пять месяцев работы. Все в этой папке.
«Чудо Техники». Так называется мой курс. Чудо, которое в твоих руках. Переходи по ссылке. Развяжи себе руки. Играй.
>>>> К «ЧУДУ ТЕХНИКИ»