Google+

КАК СНИМАТЬ СОЛО НА СЛУХ…

как снимать соло на слух

В своих посланиях «Urbi et Orbi» я постоянно талдычу о том, как важно и полезно «снимать» гитарное соло на слух. О том как вредны и развращают табы… Неоднократно предавал анафеме Guitar Pro…
И повторю еще раз — пусть меня считают окаменелостью, вымершим динозавром, отсталым на всю голову ретроградом и мерзким занудой одновременно. Но! Гитаристу, особенно практикующему сольную импровизацию, нужно как можно чаще в этом упражняться — подбирать ноты, интервалы, ступени, фразы, ритмические рисунки — словом все, что составляет в себе гитарное соло — именно пользуясь своими ушами. Музыкальный слух, так необходимый человеку, который собирается без подготовки играть импровизированную музыку под незнакомое сопровождение, без тренировки слабеет и вовсе атрофируется. Ну и все об этом пока. Я сегодня о другом.
Дело в том, что я решил подтвердить свои слова личным примером, и недавно взялся вспомнить молодость и снять кое-что…
Факен шит! Я все проклял!

Не то чтоб это была какая-то очень сложная вещь. Ничего подобного — обычное классическое роковое соло. И первые шесть тактов я осилил довольно быстро, еще и возрадовался — мол, есть еще порох в пороховницах. И тупо споткнулся на седьмом.

Это не был какой то скоростной пассаж, напротив, скоростную фразу — «вертушку» - я сделал «на раз» до него. Это вообще не была какая-то яркая фраза. И именно потому что она была незаметной, абсолютно «проходной», я на ней и застрял. Это были 24 ноты в седьмом и восьмом такте. И это были самые мутные 24 ноты на свете. На мой взгляд, они не выражали ничего. И именно поэтому я не мог понять ни логику игравшего их гитариста, ни его эмоции в этих двух тактах…

Такое бывает при сочинении соло. Появляются несколько интересных мотивов, которые нужно чем-то связать. И иногда между ними ставится мостик — «бридж», который просто заполняет время, дает «отдохнуть» слушателю, осмыслить услышанное и подготовиться к следующей, «ударной» части.
Всего пять ступеней из блюзовой гаммы — все рядом, в одной позиции. Ни четкого акцента на какой либо из них, ни яркого ритмического рисунка…. Их можно было на самом деле сыграть в любой последовательности, эффект был бы тот же. Но я упорно старался сыграть их «в ноль». Дело затрудняли еще искусственные флажолеты, которыми игралось через раз — наверное, чтобы скрасить эту «безыдейность».

Я убил на эти два такта две недели. Вернее, конечно пару-тройку часов, но в течениии двух недель. И чуть не дошел до кондратия.

Обычно я снимал соло так — слушал кусок, фразу или сразу две, и тут же играл их. Там, где есть логика, запоминающийся мотив, сделать это легко. Особенно при знании гамм, и обладая опытом, а также набором клише (ибо гитаристы очень часто мыслят гитарными шаблонами). Это очень похоже на то, когда пытаешься говорить на неродном языке. Если снимать по одной ноте — полная параллель, когда человек выражается «с трудом подбирая слова». Ну или наоборот, пытается понять общий  смысл речи по обрывкам знакомых ему слов.

И напротив, когда приходит опыт, начинаешь мыслить уже не отдельными словами (нотами в музыкальном смысле) а целыми фразами, и все идет легче. Так и в гитаре. Особенно, если сразу после прослушивания, напеть то, что слышал (так лучше понять и запомнить) и целиком этот кусок переложить на гриф.
Однако, логики тут не получилось, и пришлось снимать отдельно каждую ноту. И, конечно же, при этом бессвязная последовательность никак не укладывалась в памяти. К пятой ноте я уже забывал, какая была первой…

В молодости мы пользовались для такого случая катушечными магнитофонами, на которых было две скорости — девятая и девятнадцатая (об этом я писал в «Записках гитарного хардгейнера«) — чтобы замедлить запись.

К счастью, я догадался что технический прогресс наверняка предусмотрел что-то подобное. И вот, по абсолютно тупому поисковому запросу «программа для замедления музыки» я скачал незамысловатую бесплатную прогу, которая и решила вопрос.
Она конечно не была без недостатков. И слушая эту исковерканную запись, ночью, в мистической темноте своей кухни, я все время ожидал, что в паузы между нотами вкрадутся голоса из потустороннего мира… (такое, кстати, бывает — наберите в поисковиках «инструментальная транскоммуникация»), и объяснят мне, какой я идиот, раз трачу свое драгоценное время на эту ерунду.

Самым трудным оказалось все же не разобрать на слух, а  запомнить и сыграть эти два такта. Но в итоге, я победил. И дальнейшея часть соло, несмотря на виртуозный «поливон» в его второй трети, показалась мне совсем простецкой.

Итак, давайте сделаем выводы:

1. Наиболее трудными для восприятия и «съема» являются наименее явные, проходные куски соло, не отличающиеся яркостью, эмоциональностью и логикой. Может быть потому что их трудно запомнить и — чего тут врать-то! — неинтересно играть.

2. Чтобы успешно снимать, нужно знать основы звукорядов — различные гаммы, из которых «делаются» мелодии, мотивы и фразы.

3. Приветствуется багаж заготовок — «клише», которые часто повторяются и являются основой для множества вариантов похожих фраз.

4. Интересные фразы легче «снимать» целиком — прослушав, пропев их голосом, а затем переложив на гриф.

5. И в исключительных случаях можно разбирать пассажи по отдельным нотам. При этом помощью являются бесплатные программы для замедления музыки. Главное — суметь запомнить их последовательность. А для этого все же постараться найти в них хоть какую-то логику, эмоцию и внутренний смысл.

6. Не особо упорствовать — по крайней мере — не до появления «голосов из Преисподней». А то придется потом вместо музыки это »Радио Свобода» до конца жизни слушать. А значит -

7. Успеть вовремя остановиться, наплевать на игру «в ноль» и сыграть где-то свое. Только лучше!

Удачи!

А это — чтобы кардинально решить вопрос

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий