
В этом уроке Константин разбирает 12-ти тактовый блюз на совсем другом примере, гораздо более интересном, чем в предыдущих уроках.
Мы не зря учили «приправленный» базовый рифф. Сейчас наши навыки нам пригодятся. В том числе держать ритм шаффлл – несмотря ни на что…
Во-первых, часть этого риффа переместилась на другие струны, а во-вторых, Константин добавил мелодики – на более «тонких струнах..
И блюз зазвучал уже совершенно по-другому – богаче и интереснее.
Но полученная нами ранее основа нам сейчас очень пригодится.
Итак, в четвертой части мы узнаем:
- Как видоизменился стандартный блюзовый рифф с добавлением нот на третьей, второй и иногда первой струнах
- Мелодические приемы с использованием триольного ритма и хроматического движения.
- Распределение по 12-ти тактовой форме. Полный и подробный разбор всех 12-ти тактов с их особенностями!
- Тернэраунд – способ «перезапустить» блюзовый квадрат
- Эффектный прием с синкопой – игра на слабую долю такта, предвосхищая смену аккорда в гармонии.
И все это – в редкой тональности Соль!
Внимание!
ТОЛЬКО ДО 31.12.17. ОТКРЫТ ДОСТУП к МОЕМУ БАЗОВОМУ КУРСУ «Как играть блюз на акустической гитаре»!
Чтобы его просмотреть, следуйте этой инструкции:
1. Перейдите по этой ссылке
Получите на этой странице пин-код и скопируйте его. Пин-код действует 12 дней.
2. Перейдите по этой ссылке
Заполните форму регистрации и введите в соответствующую строку полученный Вами пин-код.
Курс «Как играть блюз на акустической гитаре» будет доступен после регистрации.
А теперь подробне о том, что в этом уроке (с моими комментариями):
Основной шаффл-рифф на аккорд тоники (в данном случае, G).
Здесь шестая ступень из стандартного рифффа (нота E) перенесена на четвертую струну. И пятая ступень (нота D) – тоже берется на открытой четвертой струне.
Тоже самое – с риффом на аккорд субдоминанты (у нас аккорд C). Пятая и шестая ступени от C (ноты G и A) переносятся на третью струну.
К стандартному риффу на аккорд тоники (C) добавляются ноты на второй и третьих струнах. Сохраняется ритмика shuffle – пока никаких изменений.
Хроматическое движение по второй струне в конце первого такта.
Кстати, C# — это блюзовый тон, пониженная пятая ступень.
На последней четверти такта (первого и второго) – в басу нота E – шестая ступень от тоники.
Тоже самое – с риффом под аккорд субдоминанты (D). Добавляются ноты на второй и первой струнах. Сохраняется ритмика shuffle.
Хроматическое движение по первой струне в конце первого такта (F# — блюзовый тон к D)
На последней четверти тактов в басу, вместо С, шестая ступень к ней – нота A.
Не шестая ступень к тонике G - тут не надо путать, а именно шестая ступень от C.
C-D-E-F-G- A - B
1-2-3-4-5 - 6 - 7
Изменение в риффе на аккорд тоники в восьмом такте – перед переходом на аккорд доминанты.
9-ый такт. Играется на аккорд доминанты (у нас — аккорд D).
В первой доле такта ритмика с шаффла сменяется на триольную.
10-ый такт. Играется на аккорд субдоминанты (у нас аккорд С).
В первой доле такта ритмика с шаффла сменяется на триольную.
По сути, играется все тоже самое, что и в предыдущем такте, но со сдвигом на тн вниз (два гитарных лада ближе к «голове» грифа).
Важное измерение – в самом конце басовой линии, на последней восьмушке.
В басу – Bb. Для С – это седьмая пониженная ступень!
Очень блюзовая интонация.
Завершающие 11-ый и 12-ый такты – под аккорд тоники.
Примечание.
Если в последнем квадрате оставить звучать ноту D – доминанту –
и не разрешать в тонику, то блюзовый квадрат «перезапустится». Это и будет тернэраунд.
Примеры подобных тернэраундов по принципу деления последнего такта тоника/доминанта
(в видео эти игровые примеры отсутствуют):
Здесь просто наглядно показано деление 12-го такта на «зоны» аккорда тоники и аккорда доминаты. В принципе, можно и сыграть.
Подчеркиваем начало второй половины последнего такта аккордом доминанты (здесь D7), шаффловая восьмушка (F# — третья мажорная ступень к D), короткий слайд к той же ноте на басу (октавой ниже), и снова G7 на последнюю четверть,
аккорд доминанты – квадрат «перезапущен».
Здесь в качестве «перезапуска» работает короткий хроматический ход к доминанте – не к аккорду, а к одиночной ноте.
Она выделяется здесь длительностью – четвертная нота на фоне «рядом стоящих» восьмых. Этого бывает достаточно, чтобы «перезапустить» квадрат.
(Еще лучше, если это будет нота бо̒льшей длительности, например четверть с точкой)
Пример сольного пассажа (тернэраунда),
Играется, в основном по гамме G-мажорной пентатоники.
Интересна нота на 6-ом ладу первой струны. Это Bb. Для G – это третья ступень, но – внимание! – третья минорная ступень.
В мажоре считается второй повышенной, а не третьей. Иначе, если считать ее третьей — минор получится. Но это в европейской музыке, а не в блюзе.
Использование характерной минорной ступени в мажоре придает блюзовое звучание, где характер минора-мажора очень размыт.
Эта же нота – октавой ниже — на третьем ладу третьей струны.
Еще одна интересная нота, не входящая в G-мажорную пентатонику – на третьем ладу четвертой струны.
Это F# — седьмая пониженная ступень для G. Еще один характернейший для блюза тон!
Аккорд G5, показанный в следующем такте, на самом деле относится уже к началу квадрата.
Вместо него в реальности играется первый рифф первого такта – на аккорд тоники G.
Блюз «Sidewalk»
Автор — Константин Берестов © Россия 2017
Ну а теперь о главном.
Следующий урок Константина — об игре блюза обращениями аккордов в Соль-мажор — я считаю настолько ценным, что решил давать доступ к нему только по регистрации на закрытом разделе моего сайта.
Это не сложно, и ни к чему Вас не обязывает.
К слову, Вы заодно получите 12-ти дневный доступ и к моему базовому курсу — «Как играть блюз на акустической гитаре».
Да, доступ ограничен 12-ю днями.
Но за них Вы можете получить столько ценного — и главное, в такой систематизированной форме, что совершите прорыв в Вашей игре акустического блюза.
Я не преувеличиваю.
Главная проблема при изучении любой темы — это отсутствие пошаговой Системы.
Пытаясь что-то изучить урывками, из разных источников, мы упускаем Основу, и все фишки не лягут на игру, если нет этой основы, Базы.
И напротив, получив выстроенную базу, можно «навинчивать» на нее любые надстройки, любые» фишки».
Важно только то, чтобы база была крепкая, и из нее не пропало бы ни единого «кирпичика»…
Я очень старательно подошел к этой основе. И она лежит на моем сайте.
Вам нужно сделать только две простых вещи.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ (после перехода — прокрутить страницу ниже видео)
ДРУГИЕ МОИ МАТЕРИАЛЫ НА ТЕМУ «БЛЮЗ НА АКУСТИЧЕСКОЙ ГИТАРЕ»:
——
Подписывайтесь на мой канал Youtube:
И в мою группу в социальной сети ВКонтакте, где также много полезной и интересной информации.
Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.
Успехов Вам! До встречи!