Google+

НОВЫЕ ОТВЕТЫ НА СТАРЫЕ ВОПРОСЫ-2

шаблоны в игре

Получил письмо от подписчика моей почтовой рассылки бесплатных материалов по гитарной импровизации.

В нем гитарист, уже освоивший расположение боксов во многих тональностях, пишет, что специализируется сейчас на минорном блюзе. Однако при этом он заметил в своей игре самоповторы и собирается преодолеть их с помощью заимствованных готовых блюзовых фраз, которые бы подходили ко всем тональностям. 

Мне видится, что это частичное решение проблемы. 
Нужно использовать кардинально отличные решения от того, как мы импровизировали (и воспринимали импровизацию) раньше. 

Считаю, что подобная проблема достаточно характерна для многих гитаристов-импровизаторов. Поэтому принял решение опубликовать свой ответ полностью.

"То, что вы описываете – обычное явление. Застой и шаблоны.

Сразу ответ на вопрос. Брать лучше из собственной головы. Это не шутка.
Нужно переключиться от «игры пальцами по боксам» на передачу «музыки изнутри».
То есть, сейчас, как я понимаю (и сам прошел через это, и бывает, натыкаюсь снова и снова) у вас главенствует как бы «визуально-геометрический» подход к игре импровизации («шпарите по боксам»).  Нужно от этого оторваться. 

Как?

1. Попробуйте, не играя, напеть импровизацию голосом. Потом повторите на грифе то, что вы напели.
2. Попробуйте вместо «мозаично-фразового» подхода использовать «мелодический». На время перестаньте играть просто фразы – начните играть мелодическую тему. И можно не в пентатонике. Сочиняйте на ходу мелодию.

3. Больше слушайте, копите внутреннюю библиотеку. И пойте «про себя» или что тоже самое – «играйте мысленно». Сочиняйте внутреннюю импровизацию, не привязываюсь к грифу и аппликатурам на нем, а только к звучанию.

Советую почитать мою статью на эту тему.

Что касается готовых фраз. Их можно использовать во всех тональностях. И это тоже не шутка. Исключение – разве что те, в которых активно используются открытые струны. Звучать, конечно, будет по-другому – возможно придется сдвигать их на струну выше или ниже. Но идея останется. Надо опять таки не использовать визуальное восприятие фразы – табулатуру – а сыграть ее музыкально, как последовательность нот, в ритмике этой фразы. Приемы – бенды, глиссандо и т.д – можно приспособить.

Фразировка. Ее нужно развивать. В первую очередь, это ритмические структуры. И на трех нотах можно сыграть потрясающую фразу, если задать ей интересный ритмический рисунок.

Как?

1. Попробуйте проговорить словами какую то строчку. Потом в слога поставить ноты. Сильную ноту на ударный слог, и выделить динамически (громкостью звука).
2. Вспомнить какие-нибудь известные вам музыкальные фразы и простучать их ритм. (Не ритм партии барабанов, а именно ритм музыкальной фразы – совокупность длительностей нот) Просто простучать (по коленкам, например). Запомнить ритмический рисунок и подставить другие ноты – свои.
3. Представьте, что у вас в руках – ударный инструмент. Заглушите все струны левой рукой, включите минус, а правой начинайте выстукивать по глухим струнам ритмические рисунки.  А потом проиграйте эти рисунки нотами (по длительностям и высоте). Даже много не надо их. Тройку-четверку-пятерку нот всего.

Очень интересно, что вы ограничили себя минорным блюзом. Очень многие гитаристы пытаются объять необъятное и в результате не умеют толком играть ничего. Кстати вот другая статья – на эту тему.

Однако у минорного блюза есть один недостаток – мелодически он действительно однообразен. Чаще всего его играют в минорной пентатонике. Всего пять нот. Она звучит жестко и надоедливо. А в мажорном кстати, можно использовать и натуральный мажор и мажорную пентатонику плюс блюзовый тон в ней, и миксолидийский мажор и даже дорийский минор. И нормально будет звучать.

В минорном же блюзе попытка сыграть в натуральном миноре сразу же уводит нас от «блюзовости», от характерного звучания. Хотя, если не злоупотреблять, то все ж несколько нот вставить можно. По крайней мере, Джимми Пейдж в Since I ve been lovin you так и играл,  и хорошо звучало у него!

Что еще можно добавить?

1. Блюзовый тон в гамму минорной пентатоники. Сыграть, используя его, новые фразы.
2. Дорийский тон. Он тоже из гаммы минора, дорийского.
3. Хроматические ходы. Добавляют неустойчивости. Нота, взятая на полтона выше или ниже устойчивого, стремится разрешиться в него. Только не пытайтесь их сильно акцентировать – будет звучать как фальшь. Делайте их проходящими, в составе движения мелодии фразы.

И вот уже мелодически немного разнообразим. Плюс ритмика, о чем я выше говорил.

Про мелодику еще вот что – это верно, что заканчивать хорошо на ноте тоники. Но их мало, и в итоге импровизация слушается скучновато и навязчиво. Хочу напомнить, что устойчивые нот в каждом аккорде три. Почему бы вместо тоники не попробовать пятую ступень, например? Или третью?
Кроме того, не каждая фраза должна заканчиваться разрешением. Можно и нужно иногда «вешать» неустойчивую ноту, создавать ожидание разрешения у слушателя.
На эту тему 

Фраза также мелодически строится, по тем же принципом, что и целое произведение. Это как бы музыкальная вещица, только короткая — из одной идеи. Но у нее тоже есть вступительная часть, развитие, кульминация и разрешение.

Нюансировка. Попробуйте играть более выразительно, нет… даже не так. На пределе выразительности и эмоций! Скольжение на октаву к нужной ноте, бенды и обратные бенды, скребки по одной струне и приглушенный скребок (rake) по струнам перед ударом по ноте, глубокое вибрато, медиаторные  «ударные» флажолеты (pitch), трели и тремоло, приглушенные ноты (mute), динамика (диапазон "тише-громче") – все, что только возможно. Отчаянно применяйте весь этот арсенал.

Нужно разбить наигранные шаблоны.

Как?

Предлагаю использовать интересный способ. Ввести временные ограничения на что-либо. Например, запрет на использование боксов. Перейти от шаблонной позиционной игры «вертикальной аппликатурной модели» к горизонтальной. Об этом и о многих других способах преодоления шаблонов — здесь.

А готовые фразы — это просто новые шаблоны. Хорошо, но когда-нибудь и они кончатся. Лучше играть изнутри, "от себя". 

Надеюсь, ответил.

Удачи! С уважением, автор курса, Михаил Русаков"

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий