Google+

ИМПРОВИЗАЦИЯ В «ИСПАНСКОМ» СТИЛЕ. ЧАСТЬ 3. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ 7-УЮ ПОВЫШЕННУЮ СТУПЕНЬ.

600_ИМПРОВИЗАЦИЯ В ИСПАНСКОМ СТИЛЕ. ЧАСТЬ 3. 7-АЯ

ПРОДОЛЖЕНИЕ. <<< К ПРЕДЫДУЩЕМУ УРОКУ
И  снова профессиональный гитарист и преподаватель Александр Никонов продолжает нас радовать своими уроками по импровизации в «испанском» — или как он сам предпочитает называть «восточном» стиле. Сегодня на повестке дня  — разумное использование той самой, особенной, седьмой повышенной ступени, которая и отличает обычный натуральный минор от минора гармонического.

Про гармонический минор лично я уже как то говорил и показывал. Но в чем прелесть именно этого урока? У Александра есть одна особенная черта – лаконичность. Он как то умудряется выдать самое главное, не перегружая мыслительный аппарат всеми подробностями.  Полная моя противоположность! Я напротив – так все разжевываю, чтобы вообще не оставалась никаких вопросов.

Так что если вопросов у Вас не возникает, и Вы хотите просто играть и не думать лишнего – сразу смотрите урок. В видео Александр говорит «Если убрать всю лишнюю теорию… ». Ок.

АВТОРСКИЙ КАНАЛ АЛЕКСАНДРА НИКОНОВА

А я ее верну обратно :) И если Вы, как и я в детстве были поклонником тележурнала «Хочу все знать!» (если, конечно, по возрасту застали еще его существование) – то ниже мои «пять копеек», которые я не мог не вставить.

«Копеек» на самом деле, не пять, а всего три:
1) Начну с еще одного «технического» замечания. Обратите внимание на графическую схему, которая есть в видео. В ней цифрами Александр обозначает пальцовку.
В отличие от меня – потому что я в подобных схемах пишу цифрами ступени лада.
И потому он говорит о седьмой пониженной, хотя в кружке виднеется цифра «2». Это всего лишь указание на то, что эту ноту удобно играть вторым пальцем. И т.д.

2) Так почему же седьмая ступень в гармоническом миноре такая особенная, и относительно чего мы называем ее «повышенной»?
Повышена она относительно обычного положения седьмой ступени – в натуральном миноре. Интервал и от шестой ступени до седьмой и от седьмой до первой (тоники гаммы)  – в натуральном миноре одинаковый. Один тон. А в гармоническом мы 7-ую сдвинули ближе к тонике. И интервал – всего в полтона. Как в одноименном мажоре.

И именно потому гармонический минор имеет такое «страстное» звучание. Те самые «восточные», «испанские» страсти – оттуда. Можно сказать, что гармонический минор еще более минорный, чем обычный минор (хотя седьмая повышенная ступень вроде как бы взята из натурального мажора).

Чтобы понять – почему так, нам нужно вернуться к понятиям тяготения нот. Как я уже писал в статье «Откуда звукоряд пошел» — ступени в гамме подобны некой планетарной системе. В ней есть «большие» планеты, которые притягивают к себе планеты поменьше.
«Большие планеты» — это 1-ая (тоника), 3-я (медианта) и 5-ая (доминанта) ступени. Кстати, название «доминанта» — запомните. Скоро пригодится.

Говоря по-другому – это устойчивые (или аккордовые) ступени гаммы. В разных ладах неустойчивые ступени оказываются к ним ближе или дальше – на интервалах либо тон, либо полутон. И чем ближе неустойчивая ступень к устойчивой, тем сильнее ее тянет в нее «свалиться» (по-научному – «разрешиться»).

И вот представьте. Мы передвигаем неустойчивую седьмую ступень гаммы на минимальное (в европейской музыке) расстояние от самой «крупной планеты» — от тоники.

При этом у нас возникает чувство, сопоставимое с тем, что где-то сильно чешется, и мы не можем это место почесать :). И потом, когда нам «разрешают почесать» –  то есть мелодия переходит на тонику – то чувство этого разрешения гораздо ярче, чем от перехода на тонику с обычной, не повышенной седьмой ступени. То есть, седьмая повышенная «чешется» гораздо сильнее, чем обычная. И удовольствия от ее разрешения – тоже больше. Вот он – источник «испанской» страсти :).

Конечно, 7-ая повышенная – это не единственная причина. На самом деле, всегда важнее не ЧТО играть, а КАК. Но это – совсем другой разговор.

3)  И вот вспоминаем о доминанте. Александр говорит в уроке: «Этот аккорд строится от пятой ступени нашей гаммы и называется «мажорной доминантой».

Аккорд, построенный от доминанты, в последовательности аккордов работает точно так же, как седьмая повышенная ступень в гамме – то есть вызывает сильнейшее желание «почесаться» — вернуться в тонику.

Обычно его ставят в конце гармонического «квадрата», чтобы новый начать опять с аккорда тоники.

Но почему Александр упомянул слово «мажорной»?  - А вот почему.
Если Вы вернетесь к моему комментарию предыдущего урока, то там, где я говорю о гармонизации гаммы есть перечисления аккордов, получаемых от каждой ступени этой гаммы. И аккорд от пятой ступени минорной гаммы (мы в минорной тональности находимся) вовсе не мажорный, а по правде – минорный.

Но чаще играется именно мажорный аккорд доминанты. Почему? — Никто точно не знает. Минорный тоже можно, но в обиходе везде – мажор. Просто так прижилось, и все.

И вот эта седьмая повышенная ступень в гамме от тоники, одновременно является и третьей мажорной ступенью в гамме аккорда, построенного от доминанты. Третьей! – Той самой, которая и определяет характер минора или мажора.

Это и показано на следующей схеме. Здесь вверху гамма гармонического минора, в одной позиции. Внизу — гамма натурального мажора, построенного от пятой ступени «верхней» гаммы. Пятая ступень стала первой, и седьмая повышенная — соответственно, третьей.

2_7_3_SOVMESHENIE_garm_min_I_major_scaleКогда в последовательности звучит аккорд мажорной доминанты, нам нужны такие ноты в нашей «родительской гамме» – гамме гармонического минора – которые бы совпадали с гаммой натурального мажора от пятой ступени.
Проще говоря – те ноты, которые являются общими на верхней и нижней схемах

И вот 7-ая пониженная становится третьей — подчеркивающей мажор — ступенью, когда в последовательности аккордов вдруг выплывает мажорный аккорд, которого там по идее не должно было быть.

Скорее всего, гармонический минор — как лад — и появился потому, что нужно было что-то сыграть под этот аккорд. И сыграть убедительно.

И получается, что и седьмая повышенная ступень в гамме, и аккорд от доминанты в последовательности аккордов работают на одно и то же – на то чтобы вызвать у нас непреодолимое желание услышать скорее переход в тонику.

Поэтому игра седьмой повышенной ступени в миноре под аккорд доминанты – идеальное сочетание. Не только в «испанском» или  «восточном» стиле – но и в классике, металл-роке, попсе и даже в «страдальческих» образцах русского шансона.

Почти везде. Кроме блюза — где на гармонический минор в его чистом виде «клали с большой колокольни». Но это совсем отдельный разговор…

И еще полкопейки.
Александр говорит об аккорде Ми-мажор. Конечно же он подразумевает тональность Ля-минор. Если Вы будете находится в другой тональности, то и доминанта будет другая. Пример. Для тональности До (считаем) до-ре-ми-фа — Соль. Для Ре – ре-ми-фа-соль — Ля и т.д.
Тут кто-то может возмутиться – А что это я в До назвал ступени мажорной гаммы, а в Ре – ступени минорной гаммы? – Да потому, что пятая ступень «не бегает с места на место». Мажорная или минорная гамма —  для определения доминанты это не имеет значения.

Ну давайте в Ре-мажоре проверим для примера: ре-ми-фа#-соль – Ля. Все равно Ля, как ни крути. Исключение – только пятая ступень в локрийском ладу. Но он ни минор и не мажор, и его не считаем.

В следующих уроках мы узнаем:
- Как создавать свои собственные фразы
- Ошибки гитариста при импровизации соло, которые просто убивают весь «кач».

Так что..
ПРОДОЛЖЕНИЕ !
——
Подписывайтесь на мой канал Youtube:

И  в мою группу в социальной сети ВКонтактегде также много полезной и интересной информации.

Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.

Успехов Вам! До встречи!

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий