
«Динамический стереотип».
В предыдущей серии про вертушки мы разобрали принцип аппликатурной модели и переноса аппликатурной модели вдоль и поперек грифа. Сегодня – очередь динамического стереотипа. Этот термин придумал не я. Я лишь первым использовал его применительно к игре соло на гитаре. Если говорить по самому упрощенному варианту – для первоначального понимания, то динамический стереотип при игре вертушек можно выразить как последовательность цифр, обозначающих пальцы левой руки, например так: 1-2-1-4-2-1.
И вот как это выглядит на одной струне. Указательный–средний – указательный – мизинец – средний — указательный. Как Вы видите, расположив эту последовательность на струне в аппликатурной модели, а модель у нас, допустим «по три ноты на струне» – полутон и тон, мы получаем почти готовую вертушку.
Не хватает только ритмики. О ритмике – это подробнее будет позже. Но на самом деле в динамическом стереотипе участвуют не только пальцы левой руки, но и вся кисть руки и предплечье и звукоизвлекающая правая рука, а фактически в разной степени все тело полностью. А самое главное – Ваш мозг. И вот сейчас немного науки :)
Как звучит научное определение динамического стереотипа?
Вот одно из них:
«Динамический стереотип — это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.
Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого физиологического образования: формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях и заболеваниях.
Особенности динамических стереотипов состоят в том, что они: облегчают выполнение стандартных, повторяющихся действий. Многократное повторение одних и тех же процессов в центральной нервной системе приводит к их максимальной дифференцированности, выраженности, делает осуществление динамического стереотипа легким, экономичным, автоматичным. Одновременно это освобождает остальные отделы мозга для творческой работы».
Давайте кратко самое главное в переводе на простой русский язык. Итак. Первое. Динамический стереотип появляется в результате упражнений. Второе. Действие, выполняемое на основе стереотипа должно быть легким и экономичным. Третье – это автоматизм, разгружающий Ваш мозг. Что нам собственно и нужно при скоростной игре, особенно если это не заученное соло, а импровизация. И вот первый вывод – чтобы автоматизм работал без сбоев, чтобы вертушка легко выигрывалась и не требовала дополнительных мыслительных и иных усилий, нужно заранее формировать наиболее экономичную и логичную последовательность действий. Вот пример:
Сейчас мы возьмем уже известную Вам вертушку, и на ее основе выработаем как минимум четыре похожих, но все-таки разных динамических стереотипа. Начнем с первых двух нот на одной струне. Начинать всегда удобно ударом медиатора сверху вниз. Вторую ноту играем переменным штрихом – снизу вверх. Затем мы всю эту конструкцию в таком же порядке переносим на струну ниже. И получаем стереотип №1:
Стоит ли использовать всегда его для такой аппликатурной модели? Напомню, что динамический стереотип должен быть легким и экономичным. На мой взгляд, направление штриха нужно немного поменять. Вначале, на первой струне все точно так же. Но при переходе на нижнюю струну не имеет смысла терять время и заносить медиатор выше, чтобы снова извлечь звук ударом вниз. Мы можем сыграть эту ноту попутно – то есть ударом снизу вверх, Затем опять переменный штрих – удар сверху вниз и следующий повтор вертушки опять играется попутно – ударом сверху. Это у нас стереотип №2:
По штриху это среднее между переменным звукоизвлечением и свипом. Вернее и то и другое одновременно. По сравнению с предыдущим вариантом он чуть слабее артикулирует, дает едва-едва меньшую читаемость, зато гораздо быстрее и экономичнее. Оставляем его для последующей автоматизации? Попробуем пойти еще дальше – используем игру легато. Точнее пулл-офф. Первая нота – штрих сверху, затем 2-я нота пулл, затем третья – снизу вверх, четвертая – пулл. Получаем переменный штрих и вдвое меньше ударов медиатором. Получился стереотип № 3:
Это еще более скоростной вариант. Атаки и читаемости снова стало меньше. Теперь внимание на левую руку. С какой это целью наш якорный указательный палец скачет со струны на струну на одном ладу? Можем ли мы это сыграть на малом баррэ? Да, можем. И это стереотип 4 — еще быстрее.
И вот у нас четыре варианта. В последнем проще добиться полного автоматизма, в нем на порядок меньше действий, он логичный и экономичный. И очень скоростной. Но дает слегка размазанный звук.
Первый – труднее для наработки и исполнения, но самый артикулированный. Дальше – вопрос ваших предпочтений, что важнее для Вас. Лично мои варианты – это два и три. Изредка четвертый.
Но! По опыту могу точно сказать, что чтобы добиться полного автоматизма, лучше остановиться на каком-то одном варианте для каждой аппликатурной модели. Это снимет с Вас ментальное усилие по поводу выбора – как я сейчас буду играть.
А дальше у нас будет самое интересное!
Опять так по опыту заметил вот такой парадокс: после того, как выбран и отработан один динамический стереотип, то дальше — при перемещении модели по грифу — он продолжает работать!
Несмотря на то, что у нас могут измениться расстояния между точками – например полтора тона вместо одного, причем даже если не на обеих струнах, а только на одной. Наш мозг автоматически подстраивается и дает правильные команды пальцам. При этом – обычно при сокращении расстояний на грифе между ладами – безымянный палец с легкостью и бессознательно может замещаться на средний, а мизинец на безымянный.
И это не потребует дополнительной наработки, может только какой-то момент переключения в первый раз появится, а потом все.
И вот главная выгода осознанного применения динамического стереотипа: мы можем создавать протяженные скоростные пассажи по всему диапазону грифа при помощи вертушек, построенных на одном динамическом стереотипе.
И все – практически на автопилоте. Правда, все такие вертушки будут друг на друга похожи.
Да, в предыдущей серии обещал показать вертушку в модели «по пять нот на одной струне». Покажу сейчас. Во-первых потому что эта вертушка – отличная база для наработки заготовок сразу для нескольких динамических стереотипов, которые потом пригодятся Вам при создании собственных вертушек. Во-вторых – в том виде, в котором я сейчас ее покажу – это прекрасное упражнение на легатную технику. Модель «по пять нот на одной струне» – это конечно возможно только при хроматическом расположении их в одной позиции. Звучать будет очень неустойчиво.
Вертушка имеет довольно длинный цикл из четырех групп по шесть нот.
То, что ноты группируются по шесть – происходит именно от динамического стереотипа, который каждый раз повторяется тем, что вначале извлекается самая верхняя нота в группе и почти всегда мизинцем, мизинцем, затем – самая нижняя нота – всегда неподвижным указательным, затем короткое последовательное движение вверх и обратно.
На этом движении в группах нот пальцы меняются.
По извлечению медиатором – есть три варианта. Самый легатный – мы извлекаем только первую ноту в группе, остальные «пулл – хаммер- хаммер – пулл - пулл». И тогда ритмика группы становится по восприятию секстольной, поскольку ритмический акцент всегда только на первой ноте:
Второй вариант – медиатором извлекается первая и четвертая ноты в группе, переменным штрихом. Получается «сверху — пулл – хаммер – снизу — пулл - пулл ». И ритмика становится больше похожа на триольную:
И третий вариант – строгий переменный штрих, последовательность никогда не меняется и не прерывается. Каждая группа заканчивается ударом снизу вверх и новая начинается сверху вниз. Тут ритмика уже больше зависит от вашего собственного восприятия:
Можно, конечно и сыграть все полностью легато, ударив по струне только в самый первый раз:
Подробнее про ритмику вертушек мы подробнее поговорим в следующей серии.
И это будет интересная тема, потому что от ритмики, от того как вы мысленно группируете ноты, будет зависеть то, как Вы воспринимаете вертушку, и следовательно насколько удачно Вы ее запоминаете и исполняете.
И это не просто последняя из обязательных составных вертушки, но и уже психологическое приспособление для исполнителя.
А пока я в двух словах напомню выводы. Итак:
Первый. Динамический стереотип существует. В том числе, применительно к игре соло на гитаре.
Второй. Для каждой вертушки есть свой динамический стереотип.
Третий. Для вертушек он преимущественно складывается из движений пальцев и левой и правой руки. Но не только из них. Пример я сейчас дам.
Четвертый. Динамический стереотип должен быть наиболее легким, экономичным и логичным, но при этом сочетать в себе разумный компромисс между удобством исполнения и результатом игры – то есть звучанием.
Пятый. При помощи динамического стереотипа мы распространяем нашу вертушку по схожим аппликатурным моделям по всему диапазону грифа.
И шестой вывод – динамический стереотип позволяет все это делать на полном автомате, освобождая мозг для более творческой работы. Да. Вот что касается влияния приобретенного динамического стереотипа на игру вертушек, и не только для рук.
Например, Вы всегда занимаетесь сидя. И тут — внезапно — репетиция или вдруг концерт, где играть нужно стоя.
Увы, но вертушки с «сидячим» динамическим стереотипом могут «не пойти».
И сыграет роль не только не то положение гитары относительно корпуса, и не такое же положение кистей рук как при игре сидя, но и не то положение головы, на которой, как известно, располагаются глаза, которыми мы видим гриф. Гриф мы будем видеть с другой точки – с другого расстояния, в другом месте и под другим углом. И это может оказаться неприятным сюрпризом. Задумайтесь об этом.
>>> ПРОДОЛЖЕНИЕ
Еще на ту же тему:
1. ВЕРТУШКИ ДЛЯ ИМПРОВИЗАЦИИ
2. ВЕРТУШКИ-2. ПОЛНЫЙ АЛГОРИТМ РАБОТЫ.
3. КОММЕНТАРИЙ К КУРСУ «100 УБОЙНЫХ ВЕРТУШЕК…»
Подписывайтесь на мой канал Youtube:
И в мою группу в социальной сети ВКонтакте где также много полезной и интересной информации.
Особенно рекомендую подписаться на сообщения от группы. Это поможет Вам не упустить ничего важного.
Успехов Вам! До встречи!